ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВО

Странные каникулы: россиянам предложен выбор между вирусом и голодом

© Коллаж/Снег.TV

Девять дней внеплановых каникул, которые начнутся в субботу, стали самой обсуждаемой противоэпидемиологической мерой из пакета, анонсированного президентом Владимиром Путиным в среду.

Судя по настроению россиян, далеко не все из них (чтобы не сказать, большинство) рады возможности “поотдыхать” целую неделю на законных основаниях, да еще и не теряя в зарплате.

Во-первых, вынужденный отгул не касается сотрудников компаний, технологические процессы в которых позволяют работать на удаленке. Но это как раз те работники, которым, можно сказать, повезло.

Во-вторых, россияне в массе своей понимают, что неделя вынужденного безделья станет смертельной для огромного количества бизнесов, которые будут обязаны оплачивать нерабочие дни своим сотрудникам по полной ставке, но лишатся дохода из-за запрета на работу (как это произошло с заведениями общепита).

Вирусная экономика

Население России поставлено перед выбором без выбора, и точно перед такой же дилеммой стоит и правительство, полагает доктор экономических наук Андрей Гудков.

Россиянам предлагается либо умереть очень быстро – от вируса, либо растянуть этот процесс на несколько месяцев, но с тем же исходом – умереть от голода. Потому что объявленные Путиным меры направлены именно на предотвращение первого сценария. Но они же приближают сценарий второй, – сказал эксперт СНЕГ.TV.

По мнению Гудкова, “ударная волна” от анонсированных антикризисных мер вернется в России к осени.

Я не вирусолог, а экономист. Поэтому я не могу предсказать поведение коронавируса, но я могу предвидеть, что даже если предложенные меры и помогут справиться с эпидемией в более-менее сжатые сроки, что тоже не факт – то экономические последствия “заливания огня деньгами” не удастся ликвидировать еще много лет, – опасается Гудков.

Дивный новый мир

При всей драматичности такого сценария может оказаться, что на выходе мы получим положительный результат, надеется профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова Константин Ордов.

С одной стороны, он опасается, что общенациональный недельный отгул приведет к последствиям, прямо противоположным тем, на какие авторы этой идеи рассчитывают.

Если говорить с сугубо медицинской точки зрения, то решение дать россиянам недельные каникулы – это катастрофа. Сейчас в Москве погода – только чтобы гулять. Я уверен, что в такую погоду заставить горожан сидеть по домам в самоизоляции не заставит даже страх смерти. Вот увидите – всю следующую неделю в парках, особенно в спальных районах, яблоку будет упасть негде. Такая “самоизоляция” в течение недели приведет к тому, что к началу апреля в России число инфицированных будет исчисляться четырехзначными цифрами, – сказал он СНЕГ.TV.

Но нет худа без добра, как бы ни цинично это ни звучало в текущей обстановке, продолжает эксперт.

Известно, что войны и прочие кризисы всегда давали мощный рывок в технологическом развитии – потому что на кону стояло выживание стран-участниц. Я не исключаю, что та “война”, которую Россия сейчас ведет против вируса, тоже приведет к технологическому рывку и смене экономического уклада – то есть к тем целям, которые власти уже два десятилетия декларируют, но которые до сих пор так и оставались на уровне благих намерений, – сказал он СНЕГ.TV.

Шанс на то, что Россия сделает рывок в современный экономический уклад, Ордов видит в том, что за время вынужденной удаленной работы и менеджеры, и собственники, и работники российских предприятий обучатся новым формам работы. Вернуться в офисы после того, как трудовые коллективы распробовали все преимущества работы “из облака”, захотят немногие.

Цифровизация, информатизация экономических процессов, которая все “мирные” годы топталась на месте, может стать довлеющим укладом в экономике страны, перешедшей на “военные рельсы”.

Как при любой смене укладов, какая-то часть работников проиграет – в нашем случае, это те, кто может перейти на удаленную работу технологически, но не делает это из-за косности мышления, отсутствия навыков или элементарной самодисциплины. Но те, кто будет в состоянии “переформатировать” рабочие процессы в соответствии с новыми реалиями, после окончания эпидемии станут лидерами обновленной экономики, – считает профессор.

По состоянию на утро 26 марта, число заражённых коронавирусом в России составляет 840 человек (+182 к среде). Из ранее заболевших выздоровело 38 (+9).