ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВО

Все больше россиян считают, что ничего не должны государству

© Коллаж/Снег.TV

Возможность не платить налоги допускают 45% жителей России, согласно опросу «Налоги глазами россиян» Центра стратегических разработок.

В конце прошлого года “налоговых диссидентов” было только 35%.

Социологов не удивляет такой тренд, так как он напрямую связан с падением жизненного уровня граждан.

Одновременно с ростом допускающих неуплату налогов выросла доля граждан, не знающих, на что государство тратит поступившие в бюджет налоговые платежи, — с 38% в конце прошлого года до 57% в мае 2020 года.

Отопительный налоговый сезон

По мнению директора Центра развития налоговой системы РАНХиГС Наталья Корниенко, власти РФ сами делают все возможное и невозможное, чтобы мотивировать россиян не платить налоги.

Налоги граждане платят для того, чтобы получать от государства те или иные сервисы: медицину, пенсию, инфраструктуру и т. д. Если граждане видят, что налоги исчезают в черной дыре безвозвратно, то какой смысл „отапливать Вселенную“?– объясняет она.

За предстоящие три года объем дополнительных сборов за счет пошлин, акцизов и НДС составит 2,22 трлн рублей. Это налоги, которые выплачивает население. 

Сумма дополнительных доходов с населения, однако, явно идет не на отопление Вселенной. Она подозрительно совпадает с той (2,6 трлн рублей), которую глава Роснефти Игорь Сечин просит предоставить в качестве налоговых льгот для проекта “Восток Ойл” – новый проект по освоению арктических месторождений нефти.

По мнению Корниенко, даже самые искренние патриоты (или, возможно, наоборот – именно потому, что они искренние) сегодня перестали ассоциировать действующие институты власти с Россией и, соответственно, воспринимают призывы к сознательности как нечто чуждое, не имеющее отношения к жизни россиян.

Увеличение пенсионного возраста, повышение НДС, мусорный налог, даже попытка сэкономить на детских пособиях – все для того, чтобы предоставить богатой госкорпорации налоговую льготу.

Если уходить (“оптимизировать”) налоги позволено госкорпорациям, то почему это должно быть запрещено обывателям? Рыба гниет с головы.

Бросить якорь в налоговой гавани

Самое неприятное в новых налогах состоит не только в их величине, но и в том, что они подвержены так называемому анкерному (якорному) эффекту: будучи однажды введены, они почти никогда затем не отменяются, говорит доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.

Это процесс в значительной степени – дорога с односторонним движением, игра в одни ворота. Все россияне это на себе уже испытали, когда была изменена формула подсчета кадастровой стоимости объектов недвижимости, — напомнил он.

Если правительство решило выжать из населения и бизнесов больше налогов, оно это сделает не мытьем так катанием, добавляет Алисенов.

Налоговая политика государства сегодня в РФ сводится к перекладыванию денег из карманов одних групп населения в карманы других групп, сказал СНЕГ.TV директор Института экономики и финансов Валерий Сенков.

Государство ищет механизмы изъять “излишки” у тех групп населения, где такие излишки можно изыскать – или объявить что-то таковыми. Это можно было бы сделать, как в ряде развитых стран, через прогрессивный подоходный налог. Но поскольку этот вариант в России сейчас табуирован, изыскиваются более изощренные методы,– говорит он.

Отрицательная сторона плоской налоговой шкалы состоит в том, что это бьет по среднему классу.

При этом представители среднего класса, как и беднейшие слои населения, теряют доступ к качественной медицине, образованию и прочим социальным благам.

В странах с прогрессивным подоходным налогом граждане с обеих концов шкалы – самые бедные и самые богатые – имеют равный доступ к таким социальным благам, и это существенно нивелирует различия в уровне чистых денежных доходов. У нас же налоговая политика приводит к перетеканию бедности от одних групп населения к другим, а общее число бедных остается почти неизменным,– говорит эксперт.

Всё отнять и перераспределить

Оттого, что деньги отнимут у одних и передадут их другим, общий уровень бедности в стране не изменится, потому что это ни на рубль не увеличивает ВВП, подчеркивает  директор Центра экономического и финансового консультирования Олег Александров.

Для того, чтобы этот “пирог” становился больше, необходимо в первую очередь увеличивать число генераторов добавленной стоимости – частных бизнесов. Но до сих пор власти занимаются тем, что “потрошат” существующие, и в таком инвестиционном климате ожидать роста количества частных предприятий не приходится, – сказал он СНЕГ.TV.

Такая парадигма не приводит ни к чему, кроме как к “конвекции” уровня жизни внутри замкнутого пространства, каковым все больше становится изолированная санкциями от внешних рынков российская экономическая система.

Все телодвижения правительства приводят к тому, что те слои населения, которые пребывают в нищете, будут подтянуты до уровня прожиточного минимума. Но это будет сделано за счет тех групп населения, которые со своего более высокого уровня до этого минимума спустятся,– говорит эксперт.

Итогом такой “борьбы с бедностью” станет гомогенное распределение национального богатства среди населения, но это будет то самое пресловутое равенство в бедности, за которое бичевали советскую плановую экономическую модель.

Теги