ЖИЗНЬ ЗДОРОВЬЕ

Почему Россия оказалась не готова к эпидемии

© Коллаж/Снег.TV

О неспособности системы здравоохранения РФ к функционированию в сложных ситуациях наподобие той, что сложилась во время эпидемии коронавируса, власти знали еще год назад.

Врачи – члены ОНФ предупреждали об этом руководство Минобороны, МЧС, “Защиты”, Минздрава, сообщил в среду Президент Национальной медицинской палаты, президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль.

Причиной неготовности стала, в том числе, так называемая “оптимизация” здравоохранения – то есть сокращение количества мест в стационарах и численности персонала.

По его словам, участники совещания пришли к общему выводу, что «к оказанию массовой помощи населению страны мы не готовы. Оптимизация здравоохранения с сокращением кадров и медицинских учреждений также внесла свою лепту».

Рошаль сообщил, что теперь сожалеет о том, что то совещание проходило в закрытом режиме.

Мобилизационная неразбериха

Сам Леонид Рошаль был в среду недоступен для разговора. Но депутат Мосгордумы, просившая не называть ее имени, сообщила СНЕГ.TV, что откровения доктора Рошаля являются крайне больной темой для властей.

У нас есть неофициальная договоренность с коллегами – не давать никаких комментариев ни по этому конкретному поводу, ни по ситуации со здравоохранением вообще. Потому что все эти комментарии вразнобой только добавляют неразберихи, – сказала она.

При этом, по словам депутата, конкретно в Москве даже после всех оптимизаций городская система здравоохранения оказалась более-менее в силах справиться с чрезвычайными нагрузками, “а то, что происходит в регионах – это зона федеральной ответственности в целом и вице-премьера Татьяны Голиковой конкретно”.

Директор Московского онкологического института им. Герцена Андрей Каприн в свою очередь сказал СНЕГ.TV, что за “заторы” в системе здравоохранения в период эпидемии сам Минздрав не несет единоличной ответственности.

Я могу сказать на примере своей сферы. Все онкологические стационары работают как работали. Притормозилась только диспансеризация, но не потому, что у нас отняли какие-то ресурсы для борьбы с эпидемией, а потому, что диспансеры, как и все поликлиники, перевели на особый режим работы, – сказал он.

По словам Каприна, узкие места в процедурах оказания помощи больным Covid вызваны просчетами в системе мобилизационных мероприятий.

То, чем все эти недели занимаются врачи – это, по сути, больше компетенция медицины катастроф, чем обычного здравоохранения. В таких ситуациях первое слово принадлежит МЧС, а не Минздраву, – полагает врач.

Черный лебедь и белая ворона

Обвинять российскую систему здравоохранения во всех грехах совершенно несправедливо, считает эксперт ОНФ по здравоохранению Эрик Бровко.

Во все мире прослеживается тенденция к переходу от стационарного лечения к профилактической медицине. Это целесообразно экономически: ведь один доллар, вложенный в превентивные меры, экономит 6-8 долларов, которые были бы потрачены на устранение последствий заболеваний. И Россия в этом смысле никакая не белая ворона, – сказал он СНЕГ.TV

Бровко подчеркивает, что никто в мире не мог предугадать, каковы могут быть масштабы пандемии коронавируса, какова будет его вирулентность и что она вообще произойдет.

Это разорительно для системы здравоохранения любой страны, даже таких богатых как США, Канада или стран ЕС – держать наготове избыточный коечный фон, который неизвестно когда понадобится. Эпидемии, подобные нынешней – это “черный лебедь”, непредсказуемая угроза. Поэтому неправильно тратить средства на поддержание законсервированного мобилизационного ресурса, если в это самое время их можно потратить на текущие нужды здравоохранения, – говорит эксперт.

Как подчеркивает Бровко, системы здравоохранения любой страны вынуждены искать баланс между поддержанием состояния постоянной “боеготовности” на случай появления “черного лебедя” и экономической целесообразностью такой политики.

1 комментарий

Комментировать

  • Спасибо Медведеву – это была его идея с оптимизацией. А вылилась эта оптимизация в обычное сокращение. Вот оно всё и аукнулось сейчас.