ЖИЗНЬ ЭКОЛОГИЯ

Минфин проговорился о вероятности заморозки вкладов населения

© Коллаж/Снег.TV

Никаких заморозок или конвертаций вкладов населения в России не планируется – об этом сказал министр финансов РФ Антон Силуанов в среду.

Он призвал вкладчиков не бросаться снимать деньги с депозитов, потому что тогда они лишат себя даже минимального дохода.

Но Силуанов тут же добавил, что налогообложение крупных вкладов является справедливым и по сути представляет собой переход к прогрессивной шкале налогообложения.

Крупными вкладами министр назвал те, на которые в виде процентов набегает более 5000 руб в месяц. При текущих банковских ставках это означает вклады от 1 млн рублей.

Не морозь меня

Заверения Антона Силуанова россиянами подсознательно воспринимаются как “доказательство от противного”: сам факт упоминания заморозки вкладов (даже в виде отрицания такой возможности) показывает, что власти про такой вариант как минимум знают.

Соответственно, если у людей конфисковали сбережения в январе 1991 года, что может помешать повторить такую “шутку” еще раз?

Сделать такой ход власти могут в том случае, если у них иссякнут иные источники на выполнение своих финансовых и социальных обязательств, говорит профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова Константин Ордов.

Государство, как это ни тяжело будет, но может объявить о приостановке выдачи вкладов наличными, мы это в самом деле уже не раз проходили. Но оно не может ни при каких обстоятельствах объявить, что перестает платить зарплаты и пособия. Поэтому если придется выбирать из этих двух зол, то выбор очевиден, – сказал он СНЕГ.TV.

Хотя использовать средства с депозитов населения для выплаты зарплат и пособий тому же населению чем-то напоминает анекдот про поездку на поезде, когда рельсы снимают сзади состава и кладут их же спереди, заморозка не означает конфискацию образца 1991 года, подчеркивает эксперт.

Во-первых, число людей, получающих деньги из бюджета, может быть значительно больше числа людей, у которых есть вклады в банках. Во-вторых, заморозка не тождественна конфискации. Средства формально остаются вашими, просто вы не можете их изъять в наличном виде. Платите безналом, о запрете электронного оборота речи ведь вроде не идет, – говорит Ордов.

Возможно, ускорение темпов снятия вкладов со счетов населения, которого испугался Силуанов, вызвано не гипотетическими тревогами вкладчиков о заморозке депозитов, а куда более прозаическими причинами.

Люди просто снимают деньги, чтобы купить на них еду, или иначе восполнить выпавшие из-за эпидемиологических ограничений доходы. Не думаю, что подобные снятия несут угрозу стабильности банковской системы, в этом Силуанов, скорее всего, перестраховывается, – полагает эксперт.

Как слово ваше отзовется

Ни малейшего экономического смысла в заморозке депозитов нет и не предвидится, уверен директор аналитического департамента компании “Альпари” Александр Разуваев.

Силуанов, по сути, комментирует слухи и фейки, которые были порождены недавним заявлением Алексея Кудрина о возможности использования средств населения для рефинансирования суверенного и квазисуверенного долга. Население, которое следит за заявлениями высших чиновников, восприняло это как призыв спасать свои кровные, – сказал он СНЕГ.TV.

Глава Счетной Палаты РФ в середине апреля заявил, что государство может привлечь часть средств, которые россияне хранят в банках. Слова Кудрина многими были поняты как трансформация вкладов в долговые бумаги (то есть принудительный обмен вкладов на ОФЗ).

На следующий день Кудрину самому пришлось разъяснять собственное заявление, но эхо от его двусмысленных высказываний не затихло до сих пор, указывает Разуваев.

Для банков или для правительства ведь нет ровным счетом никакой разницы, тратит человек свои деньги в виде наличных или расплачивается пластиком. Конфискация или обмен купюр имел смысл в СССР, когда наличный оборот был практически единственным способом расчетов с населением. Сегодня же такие конфискации и конвертации просто потеряли экономический смысл, – заключает эксперт.

22 января 1991 года Президент СССР Михаил Горбачёв подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублёвых банкнот. Об этом было сообщено в 21 час по московскому времени накануне, когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

Одновременно была ограничена сумма наличных денег, доступных для снятия в банке — не более 500 рублей в месяц на одного вкладчика.

Теги