ЖИЗНЬ ЗДОРОВЬЕ

Вирусное обнуление: вышла ли Россия на «плато» по COVID-19

© Коллаж/Снег.TV

В главных очагах коронавирсуной инфекции в РФ – Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге – уже неделю наблюдается тренд, который с нетерпением ждут все.

Число новых заражений вирусом продолжает расти, но темпы прироста практически “обнулились”: число заболевших с 19 апреля остается примерно одинаковым, плюс-минус несколько десятков.

Данные по Москве

Это то самое “плоскогорье”, которое эпидемиологи считают признаком того, что пандемия/эпидемия начинает выдыхаться.

Данные по Московской области

Однако, предупреждает директор Научного центра по профилактике и лечению вирусных инфекций Георгий Викулов, полагаться исключительно на эти графики для того, чтобы говорить о затухании эпидемии, нельзя.

Эти графики никак не отражают числа реально заболевших людей. Огромное количество людей переносят коронавирус бессимптомно: клинические проявления, которые могут заставить человека провериться на вирус, наблюдаются лишь у 60 процентов популяции, – сказал он СНЕГ.TV.

Но, подчеркивает эксперт, это не означает, что можно просто помножить имеющиеся данные на какой-то повышающий коэффициент и сказать, что вот оно, реальное число коронавирусоносителей.

Никакая из имеющихся математических моделей не в состоянии точно подсчитать распространение коронавируса, даже в долгосрочной перспективе. А уж тем более, нельзя получить “моментальный снимок” эпидемии. – предостерегает он.

Те графики, которые как военные сводки ежедневно публикует ресурс Стопкоронавирус.рф, показывают лишь самую верхушку айсберга – те случаи, которые официально зафиксированы и, что немаловажно, официально признаны случаями Covid-19 государственной системой здравоохранения.

Россия по числе проведенных тестов сегодня занимает второе место в мире после США. И, подчеркивает Викулов, обследовать всё население страны поголовно не имеет никакого практического смысла.

Известно, что примерно пятая часть населения подцепит коронавирус и даже не будет об этом знать – пока их не протестируют на наличие в крови титров антител. Такие люди вообще – “золотой фонд” для вирусологов, ведь они – готовые доноры для производства вакцины, – говорит он.

Поэтому цель массированного тестирования сейчас состоит в первую очередь не в том, чтобы выявить всех больных Covid-19, а в более далекоидущей задаче: выявить как можно больше людей, иммунных к новому коронавирусу, чтобы использовать их как будущих “поставщиков материала” для вакцины.

Викулов подчеркивает, что говорить о спаде эпидемии можно будет только тогда, когда начнет снижаться количество пациентов на больничных койках.

В какой-то момент инфекционные отделения совсем опустеют, и тогда можно будет отменять карантинные меры. При этом “гулять на свободе” по-прежнему будут десятки тысяч вирусоносителей, но это уже не будет представлять никакой серьезной опасности для окружающих и какой-то чрезмерной нагрузки на систему здравоохранения, – заключает эксперт.

Руководитель отдела вирусологии НИИ экспериментальной медицины РАМН в Санкт-Петербурге Лариса Руденко также убеждена в том, что необходимость в жестких карантинных мерах отпадет вне зависимости оттого, насколько “истово” – или напротив, расслабленно – они будут выполняться.

Нет никакой необходимости заниматься гаданиями и предсказаниями, когда эпидемия пойдет на спад. Это известно с математической точностью: через две недели после выхода на плато. То, что с прошлой недели идет стабилизация прироста заболевших – это может быть никак не связано с мерами, которые предпринимают власти,– сказала она СНЕГ.TV.

Она напоминает, что эпидемиологи, не ангажированные политически, считают: коронавирус утихнет после того, как им будет инфицирована половина популяции.

Важно подчеркнуть: инфицирована – не значит переболела. Ведь для России половина популяции – это 70 млн человек! И протестировать всех их на SARS-CoV-2 нереально. Но это и не надо: популяция обретает коллективный иммунитет по мере приближения к 50-процентному заражению. После этого вирусу просто некуда будет распространяться, и эпидемия сойдет на нет за несколько недель,– объясняет Руденко механизм развития пандемий.

Она подчеркивает, что такой механизм касается не только коронавируса, но любых пандемий вообще.

Несколько лет назад точь-в точь такая же картина была со пандемией свиного гриппа в 2009 году. Сейчас про него все забыли, но специалисты-вирусологи ведь знают, что вирус H1N1 никуда не исчез. Но он, как все вирусы, после прохождения пика остался “замурован” в рамках минимальной популяции, за пределы которой выбраться не может – как раз благодаря тому, что в период эпидемии возник коллективный иммунитет. С коронавирусом произойдет то же самое,– предсказывает врач.

Это не означает, что в карантинных мерах нет никакого смысла вообще. Их смысл – снизить нагрузку на систему здравоохранения, чтобы у нее были ресурсы помогать тем, кто нуждается именно в экстренной помощи и госпитализации.

Меры по самоизоляции можно смягчать поэтому для разных групп населения по-разному. Для основной массы людей, которые переносят коронавирус бессмиптомно, самоизоляцию имеет смысл снимать как можно скорее. А вот для групп риска, в первую очередь это пожилые люди, люди с избыточным весом или ослабленным иммунитетом – их лучше продержать на карантине “до последнего патрона”,– считает Руденко.

3 комментария

Комментировать

  • Половина переболеет, а что со второй половиной? Это ведь тоже огромное количество народа. Как с ними? Ведь у них нет иммунитета сопротивляться болезни.