ЖИЗНЬ ЗДОРОВЬЕ

Всерьез и надолго: эпидемия закончится, а слежка за гражданами – нет

© Коллаж/Снег.TV

По данным оперативного штаба, за сутки “воскресенье-понедельник” заметно (на 20%) сократился разрыв между числом новых заражений (+302) и числом выздоровевших (+66), при отсутствии новых летальных исходов (по-прежнему 9). То есть разрыв между негативной и позитивной тенденцией был 236.

За сутки “понедельник-вторник” отмечено 500 новых заражений (+198), выздоровел 121 человек (+55), умерло 8 (+8). Разрыв составил уже только 151. То есть налицо положительная динамика (не путать с кумулятивным ростом общей цифры инфицированных, которая всегда будет только расти).

“Испугался ли” вирус жестких мер, введенных властями ряда регионов (в первую очередь, столичного) или это случайная флуктуация, можно будет сказать только после того, как пройдет несколько дней.

Пока же власти и население готовятся к худшему сценарию, который подразумевает продление карантина и после 14 апреля, и даже введение полноценного чрезвычайного положения.

Назови хоть ЧС…

ЧС может стать необходимым уже не по медицинским, а по социальным причинам – чтобы пресекать возможные бунты и криминальные всплески со стороны потерявших работу людей (в первую очередь мигрантов).

Что это – не антиутопия, видно на примере Италии, где такие инциденты уже начались на этой неделе.

Также в Санкт-Петербурге в понедельник полиция задержала таджикских гастарбайтеров, которые ловили на пруду уток, чтобы приготовить себе обед. Власти (и многие жители) всерьез опасаются, что съев всех уток, оставшиеся без работы и медстраховок мигранты займутся грабежами (как это было, к примеру, в Англии во время наплыва беженцев из Косова в начале 2000-х).

В ситуации, когда новый вирус недостаточно изучен, лучше перебдеть, чем недобдеть, считает проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко.

Никто, ни премьер-министр, ни министр здравоохранения сегодня просто не могут знать наверняка, какой будет динамика развития эпидемии. Да, пока она в России относительно сглаженная. Но в этом могут играть роль и те самые меры, которые кое-кто считает неадекватно жесткими,– сказал он СНЕГ.TV.

Говорить о том, кто был прав – оптимисты или “паникеры” – можно будет только тогда, когда “нарисуется” кривая статистки хотя бы за несколько месяцев.

Но это не значит, что власти должны сложа руки ждать подхода статистики: быть обвиненными в “чрезмерном рвении” в данном случае лучше, чем в шапкозакидательских настроениях.

Мы ведь точно не знаем, почему распространение вируса в России идет медленнее, чем в других странах. Одно дело, если это связано с плохим охватом тестирования населения, а не с малым числом инфицированных. А другое, если в самом деле число подхвативших вирус повсюду, кроме Москвы, находится на уровне фона. Тогда лучшим средством нераспространения болезни является в самом деле максимальная изоляция города от внешнего мира,– рассуждает Прохоренко.

Все операторы заняты

События последних нескольких дней показывают, между тем, что доверять заявлениям властей по ситуации с “короной” в целом не имеет смысла.

Именно такое впечатление оставляет информация на сайте mos.ru, где на все вопросы о режиме администрирования карантина дается одинаковый “ответ”: все разъяснения и порядок введения режима спецпропусков, необходимых для контроля за соблюдением режима самоизоляции, будут содержаться в регламентирующем акте Правительства Москвы, который будет опубликован на официальном портале mos.ru.

Так, в конце прошлой недели пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал неуместными “эвентуальные рассуждения” о введении режима ЧС в стране и вообще каких-то “жестких мерах”.

И ровно через сутки в Москве и Подмосковье именно такие меры и были введены (пусть без употребления термина “ЧС”, но назови хоть горшком….)

Население России, и коренное, и приезжее, поставлено перед выбором без выбора, и точно перед такой же дилеммой стоят и власти всех уровней, полагает доктор экономических наук Андрей Гудков.

Россиянам предлагается либо умереть очень быстро – от вируса, либо растянуть этот процесс на несколько месяцев, но с тем же исходом – умереть от голода. Объявленные властями меры направлены именно на предотвращение первого сценария. Но они же приближают сценарий второй,– сказал он СНЕГ.TV.

В туалет – с QR-кодом

Чем готовящиеся меры отличаются от военного положения, сказать трудно (говоря словами бывшего президента РФ Дм. Медведева, “разница стилистическая”).

В прессу попал проект постановления Правительства Москвы, согласно которому жителям придется брать разрешение на каждый выход из дома через сайт mos.ru – даже для выхода из дома в магазин или в аптеку.

При очевидном фейковом характере публикации, невозможно отрицать, что отмеченные в ней “факты” определенно рассматриваются, и эпидемия коронавируса – лучший повод для того, чтобы сделать эту сказку былью.

Объем и сложность администрирования Big Data карантинных мер вынуждает сомневаться, что ввести и отработать их до 14 апреля власти сумеют физически.

Отсюда следует вывод: либо заранее планируется продление фактического ЧС после этой даты, либо следующие две недели служат для “обкатки” механизма тотальной слежки, которая затем будет включаться одним нажатием кнопки по любому поводу (от эпидемий до референдумов).

Всё, что касается систем слежения за гражданами, находится в очень зыбкой зоне, соглашается директор общероссийского движения «За права человека» (признано иноагентом) Лев Пономарев.

Россияне, мягко говоря, не очень доверяют правоохранительным органам, и поэтому побаиваются возможности, что полиция будет использовать их персональные данные с какими-то целями, отношения к борьбе с эпидемией не имеющими,– сказал он СНЕГ.TV.

Подпишитесь на наши новости
Теги