ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВО

Гибридный недокарантин: как Собянин «сел не на свой трон»

Коллаж/Снег.TV

Итак, несмотря на многочисленные опровержения, это все-таки произошло: с понедельника Москва закрыта на достаточно жесткий карантин. С полным запретом выходить на улицу иначе как на работу, и то не на всякую. Или в ближайший магазин. Или не в ближайший — но на авто. Или с собакой — но не дальше ста метров от дома. Или до мусорки…

На машине или мотоцикле вообще можно ездить без ограничения куда угодно, но не известно — насколько это надолго. Тем временем депутаты спешно повышают штрафы за нарушение карантина, потому что ну а кого напугают нынешние 500 рублей?

Мэр Москвы Сергей Собянин, подписавший жесткий указ, обещает, что следить за перемещениями москвичей будут с помощью камер видеонаблюдения и данных сотовых операторов. А до граждан, кажется, начинает доходить, зачем в столицу спешно стягивали Росгвардию.

Узурпация полномочий или тайная воля Кремля?

Между тем юристы категорически уверены в одном: приказ Собянина незаконен. У него просто нет полномочий вводить такого рода ограничения. Это можно делать, только введя чрезвычайное положение, а ввести его может лишь президент. Что примечательно, в этой точке сходятся позиции как отъявленных правозащитников, так и выдающихся представителей властного истеблишмента.

Вот, например, сенатора Андрея Клишаса — между прочим, одного из творцов новой Конституции — в воскресенье вечером буквально прорвало. Введение массовых ограничений такого рода — исключительная компетенция Федерального собрания и президента, прямо заявил он.

Однако удивительное дело — в Кремле, кажется, ничего не имеют против узурпации полномочий: в понедельник на совещании с полпредами президент назвал режим самоизоляции мерой, которая «оправданна и необходима», и попросил жителей столичного региона отнестись к ней ответственно.

Что еще более важно: в течение дня вводить режим самоизоляции начали остальные регионы — а ведь никто не стал бы этого делать без санкции Кремля.

Гибридный недокарантин

По данным The Bell, основным противником жесткого карантина оказался премьер Михаил Мишустин, которому предстоит расхлебывать экономические последствия кризиса. «На селекторе штаба в четверг на все просьбы губернаторов о более жестких мерах [Собянин] орал в ответ, что такие решения должно принимать правительство», — пишет издание.

Судя по всему, полностью убедить всех, кого надо, Собянину так и не удалось: границы между регионами, что есть уже предмет совместного ведения региональной власти и федерального правительства, пока остаются открытыми. Получился такой гибридный карантин имени Собянина — ну тут уж, как говорится, «яка держава — такий и теракт».
Самое примечательное во всей этой истории, что практически никто не оспаривает необходимость введения жестких ограничительных мер, — повторять опыт Италии не хочется. Но если законы можно нарушать по воле начальника — значит, законов вообще не существует. Однако многие вопросы решались бы намного эффективнее в случае введения режима ЧП.

Отсутствие жесткого правового регламента ведет к нарастанию энтропии в системе госуправления — полицейские начинают кататься по ночным дворам, с какого-то перепугу объявляя «комендантский час», а столичный оперштаб никак не может определиться, до какого все-таки числа у нас введен «режим самоизоляции». Ребята, вы двадцать лет строили вертикаль власти — ну и где она сейчас, когда наконец-то действительно нужна?

Путин не хочет, бояре не могут

Похоже, весь правовой беспредел упирается в одну точку — категорическое нежелание президента вводить режим ЧП. По мнению политолога Екатерины Шульман, это связано со стойкой привычкой президента говорить своему народу только приятное. Озвучивать же горькую правду должны подчиненные. Однако есть ситуации, в которых такое избегание становится опасным для лидера — его просто перестают воспринимать как человека, принимающего решения.

В течение последнего года Собянину пришлось дважды выступить в роли достаточно самостоятельного политического игрока: минувшим летом он принял на себя ответственность за жесткий разгон митингов протеста, теперь — за введение в Москве жесткого карантина. Судя по нервной реакции некоторых телеграм-каналов, это было немедленно замечено. Как же так, Собянин уже не оглядывается на Путина? — громко беспокоятся там.

Впрочем, настоящую интригу с собой принесло выступление с обращением к нации бывшего премьера, Дмитрия Медведева. Первое в новом и никому не понятном качестве зампредседателя Совбеза. Развитие эпидемии потребует еще более жестких решений, загадочно пообещал Медведев и призвал россиян не поддаваться панике. Чем оставил всех в полнейшем недоумении: вот что это было, а? Возможно, у него тоже есть план?

Добавить комментарий

Комментировать