ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Война на нервах: кто победит в гибридной войне России и Украины?

коллаж/sneg.TV

Назначенного разведкой США на 16 февраля вторжения российских войск на Украину мы на прошлой неделе так и не дождались, но к долгожданной разрядке это не привело. Даже напротив: за последние несколько дней участники конфликта вышли на новый уровень противостояния. Пока Минобороны рапортовало о возвращении войск к местам дислокации, в НАТО успели насчитать семь тысяч новых военнослужащих, присоединившихся к 130-тысячной группировке на границе с Украиной. Байден назначил новую дату начала войны на 20 февраля, и к этому времени действительно обстановка на линии соприкосновения в Донбассе обострилась до предела. Интенсивность взаимных обстрелов так возросла, что долетало аж до Ростова.

Российский МИД передал послу США жесткий ответ на январские предложения США по переговорам о гарантиях безопасности в Европе, бескомпромиссно пригрозив мерами «военно-технического характера». Но, по традиции, их содержание раскрывать не стал. «Ни на какое соглашение мы на самом деле не рассчитываем, вносим свои предложения лишь для того, чтобы их отвергли и тем самым развязали нам руки для реализации альтернативных сценариев», — перевел текст ответа с дипломатического на русский политолог Станислав Белковский.

Бросок мангуста

Сценарий и правда оказался альтернативным: 18 февраля главы самопровозглашенных ДНР и ЛНР объявили о централизованной массовой эвакуации населения республики. Там воюют с 2014 года, но ни разу не испытывали потребности «спасать» мирное население, а тут вдруг понеслось. При ближайшем изучении метаданных с записями обращений выяснилось, что руководители мятежных республик подготовили их заранее, еще 16 декабря. И, наконец, совсем смешно: папка на компьютере, с которой загрузили видеообращение главы ЛНР Леонида Пасечника, называется «Бросок мангуста».

В России к броску явно готовились: санатории в приграничных регионах внезапно оказались готовы к приему беженцев, разве что Краснодарский край, где уже готовятся к курортному сезону, грудью закрыла глава Роспотребнадзора Анна Попова. Ну и указ Путина о выплате десяти тысяч рублей каждому беженцу из Донбасса не замедлил себя ждать, как будто тоже был написан заранее. В конце концов, если западные страны в течение уже нескольких недель эвакуируют с Украины своих дипломатов, то мы можем выше и дальше! А попутно получаем возможность говорить о гуманитарной катастрофе, виновата в которой, конечно же, украинская сторона.

Парламентский призыв

Также выяснилось, что 22 февраля в Москве собирают внеплановое заседание Совета Федерации: якобы возникла срочная необходимость проиндексировать пенсии военным пенсионерам. Безотлагательная, ага. А то, что на этот же день назначено заседание Госдумы, которая уже обратилась к президенту Владимиру Путину с просьбой признать независимость ДНР и ЛНР, так это чистое совпадение. А тут еще спикер Госдумы Вячеслав Володин подлил масла в огонь, заявив в своем Telegram-канале, что, «если возникнет угроза жизни граждан РФ и соотечественников, проживающих в ДНР и ЛНР, наша страна встанет на их защиту».

Можно было бы предположить: все идет к тому, что 22 февраля Совет Федерации должен одобрить использование российской армии для разрешения текущего кризиса. Если бы не одно но: такое одобрение Владимир Путин получил еще в 2015 году (для отправки российского контингента в Сирию). И, как заверял всех пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, оно продолжает действовать. Ну или, по крайней мере, действовало, когда нужно было отправить российских миротворцев в Нагорный Карабах. Кроме того, не стоит забывать: Владимир Путин всегда рассматривал неожиданность как источник существенного преимущества. Поэтому Кремль вряд ли стал бы анонсировать столь ответственное мероприятие. А вот в очередной раз «поднять ставки» в игре таким образом? Да запросто.

Гибридная война нового типа

Судя по последним сообщениям, ставка была принята: в воскресенье Путин имел разговор с президентом Франции Эммануэлем Макроном, который также имел разговор с президентом Украины Зеленским, и о чем-то они там между собой договорились. Ну или, по крайней мере, «согласились с необходимостью отдать приоритет дипломатическому решению нынешнего кризиса». Было объявлено о встрече «в ближайшие часы» контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе. Если Франции действительно удалось  убедить Киев вступить в прямой диалог с ДНР и ЛНР, то можно с уверенностью сказать, что этот раунд Кремль выиграл. Но и вздыхать с облегчением вряд ли стоит: война нервов — это, судя по всему, такая новая разновидность гибридной войны. Кто первый спасовал — тот и проиграл.

Проблема в том, что ставки до бесконечности повышать невозможно: приведенные в полную боевую готовность армии превращаются в пресловутое ружье, висящее на сцене. Рано или поздно оно должно выстрелить.

Добавить комментарий

Комментировать