ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Почему молиться за Жириновского должны не только в Госдуме, но и в Кремле

коллаж/sneg.tv

На прошлой неделе стало известно, что лидер ЛДПР Владимир Жириновский госпитализирован с обширным поражением легких и находится в тяжелом состоянии, даром что привился восемь раз. Его соратники, около двух недель старательно скрывавшие болезнь вождя, сначала утверждали, что все хорошо: мол, рукопожатие у лидера крепкое и работать с документами тот продолжает даже в больнице. Но потом сдались и заказали у патриарха Кирилла молитву за госпитализированного с COVID раба Божьего Владимира Жириновского.

Так что общественность обсуждает уже не столько здоровье 75-летнего лидера ЛДПР, сколько будущее основанной им партии. Дискуссию вызывают даже не преемники и их перспективы, но сама  возможность ее самостоятельного существования  в будущем.

Партия одного человека

То, что болезнь Жириновского ставит под сомнение судьбу созданной им политструктуры – не удивительно. ЛДПР всегда была партией одного человека и получала голоса на выборах, апеллируя прежде всего к фигуре своего лидера. Останови на улице первого встречного — и он вряд ли назовет имена хотя бы двух-трех ближайших соратников Жириновского. Большинство депутатов от ЛДПР (за исключением разве что «зайчутки» Слуцкого) малозаметны, не случайно партия редко побеждала в одномандатных округах. На выборах 2021 года, например, она получила всего  два округа. Но и в целом по итогам последней парламентской кампании ЛДПР резко сократила свое присутствие в парламенте: с 40 до 21 депутата. Тогда это объясняли в том числе и  усталостью пожилого лидера: он был уже явно  не в силах «вывезти» кампанию на одной своей харизме.  Между тем, найти второго такого вряд ли получится: долгие годы для маргинальной, плохо образованной и протестно настроенной части электората ЛДПР  играла роль графы «против всех». Жириновский  виртуозно играл в популизм, но всегда находил точки соприкосновения с властью (а иногда даже предвосхищал ее самые смелые желания). Не мудрено, что по поводу будущего ЛДПР разыгрались самые бурные фантазии: кто-то прогнозирует расчленение партии и приращение за ее счет не то «Единой России», не то «Новых людей», а кто-то сватает ей в новые лидеры заместителя председателя Света безопасности Дмитрия Медведева.

Сообразили на двоих

Остроты ситуации добавило то, что внезапно в больнице оказался  еще  и Зюганов. Опять же, говорят нам, исключительно в профилактических целях его туда определили — подстраховаться от коронавируса. Но как-то очень не вовремя лидер КПРФ задумался о профилактике: только-только Госдума собралась рассматривать проект обращения к президенту с призывом признать самопровозглашенные Донецкую и Луганскую народные республики — а тут на тебе, приходится скоропостижно опровергать слухи о встрече Зюганова и Жириновского в  ЦКБ.

Шутки шутками, но лидер КПРФ тоже уже не молод и железным здоровьем похвастаться не может. Кажется, пора начинать беспокоиться о стабильности существующей партийной системы., «столпами» которой до сих пор оставались  КПРФ и ЛДПР.  Американский политолог Хантингтон писал, что партия становится настоящей, когда она переживет своего основателя — то есть первого лидера. В России за все годы существования многопартийной системы еще ни одна  партия не сменила своего лидера  (и да, «Единая Россия», которая на самом деле есть  партия Путина, тоже не меняла — многочисленные управляющие не в счет). И не факт, что  ЛДПР такую смену переживет: в конце концов, задачу создания не симулякров, а реально действующих политструктур никто никогда перед российскими политиками не ставил.  Таким образом, случись что с Жириновским или, не дай бог, еще и с Зюгановым, речь будет идти уже не о поиске преемника — а о переформатировании всей партийной системы.

Проблема 2024

Задача совсем не тривиальная — особенно если вспомнить, что именно сейчас страна вступает в период наивысшей политической турбулентности: в 2024 году должен произойти транзит верховной власти. Предполагается, что произойдет пролонгация полномочий действующего президента. И если российские власти не откажутся окончательно от механизма выборов как основного инструмента этой пролонгации, то их организаторам придется нелегко. Путин не молодеет и подбирать ему партнеров становится все сложнее — достаточно вспомнить, каким опасным противником внезапно оказался заурядный директор совхоза, коммунист Павел Грудинин. А ведь ничто, казалось бы, не предвещало. То есть новая конфигурация партийного поля должна будет не только  обеспечить «экологичную» для власти утилизацию политического протеста. Но и подходящих спарринг-партнеров на предстоящих выборах для главы государства. Вот уж, действительно, когда  впору молиться за здравие Жириновского!

Добавить комментарий

Комментировать