ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Бюджет России не выдержал притока денег

© Коллаж/Снег.TV

Правительство и госкомпании России не знают, куда потратить деньги, которые им были выделены федеральным бюджетом на 2018 год.

Этой информацией глава Счетной Палаты Алексей Кудрин поделился с депутатами Госдумы, добавив, что и в нынешнем году картина может повториться.

Субъекты экономики недорасходовали 778,3 миллиарда рублей, или 0,7% ВВП.

Это непривычная ситуация для Минфина, который ранее сталкивался с нехваткой бюджетных средств, указывает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

Избыток денег на конец финансового года тревожит Кудрина не столько сам по себе, сколько как показатель непрофессионального управления госсредствами, низкой дисциплины, а также неправильной настройки системы госзакупок, – сказал он СНЕГ.TV.

С “обывательской” точки зрения невозможно понять, как можно не суметь найти, на что потратить “лишние” деньги, когда в стране от ветхости рушатся мосты, лопаются водопроводные трубы, пенсионеры пухнут от… богатства (тоже недавняя ремарка главы СП). В конце концов, почему нельзя потратить “лишние” рубли на пополнение золотовалютных резервов или Фонда национального благосостояния?

Потому что существующая система госзакупок и бюджетные правила не дают представителям исполнительной власти на местах такой свободы распоряжаться средствами, говорит Климанов.

Эта проблема активно обсуждалась на Московском финансовом форуме; на нее указывали и Антон Силуанов, и Герман Греф. В правильно работающей экономике денег должно не хватать, потому что сама логика развития требует постоянной финансовой подпитки, – указывает он.

Помимо субъективных причин есть и объективные, из-за которых Россия “утонула в деньгах”.

Помогли ей в этом, в первую очередь, благоприятные цены на нефть, которые оказались выше, чем закладывалось в бюджет.

Когда бюджет верстали, все ожидали, что вот-вот грянет кризис, и закладывали в бюджет цены на нефть, исходя из такого прогноза. Но кризис пока так и не грянул. И уже и так профицитный бюджет становится профицитным еще больше, достигая сейчас 7% ВВП. Органы исполнительной власти оказались неготовы к маневру избыточными доходами, к решениям, направленным на развитие, а не на консервацию, – говорит эксперт.

Неспособность свести дебит с кредитом показывает плохое качество государственного управления, соглашается директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.

Если бы было разрешено переносить исполнение бюджета на будущие периоды, то это обрушило бы финансовую дисциплину моментально: никто бы не заботился о расходовании средств, зная, что торопиться некуда. Закон же четко устанавливает дедлайн, выйти за который чревато дисциплинарными взысканиями с исполнителей, – сказала она СНЕГ.TV.

В минувшем и текущем году главными нарушителями бюджетной дисциплины стали менеджеры национальных проектов, под которые были выделены сотни миллиардов рублей. Исполнители оказались профессионально на высоте и не сумели “взять вес”.

Реализация проектов такого масштаба – задача, требующая высокого уровня профессионального мастерства, организационных талантов. То есть это проблема государственного управления, неэффективности бюрократии. Сложно представить, чтобы проблема “куда девать деньги” могла возникнуть в частном секторе, – подчеркивает Акиндинова.

Она не исключает, что ставшее притчей во языцах никогда не прекращающееся перекладывание бордюров и тротуарной плитки в Москве связано именно с попытками “сити-менеджеров” избежать образования недоизрасходованных средств на конец года: городские власти, чтобы уложиться в срок, в самом буквальном смысле слова зарывают деньги в песок.

1 комментарий

Комментировать