ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Кредитные самоубийцы: долги перед банками тянут россиян на дно

© Коллаж/Снег.TV

Россияне накопили около 14 миллионов кредитов с просрочкой более 90 дней на сумму 759 млрд рублей. В начале года таких “токсичных” кредитов было 12,5 миллиона, а три года назад – 10 миллионов, сообщила Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств .

Однако статистика не учитывает проценты и штрафы, поэтому реальная сумма долга как минимум в два раза больше.

Нарастание числа безнадежных должников не выглядит чем-то удивительным, так как даже по официальной статистике, реальные располагаемые доходы россиян в первом полугодии 2019 года снизились на 1,3 процента в годовом выражении.

Доходы россиян падают пятый год подряд в рамках “национального проекта” “Крым наш”.

В июле глава МЭР Максим Орешкин заявил, что объем невозвратных кредитов достиг 3% ВВП и что около 70% заемщиков испытывают трудности с погашением долгов перед банками и микрофинансовыми организациями. 

Половину безнадежных должников составляют люди, финансовая ситуация которых ухудшилась уже после того, как они взяли кредит; вторую половину — те, кто изначально не понимал, какие обязательства они на себя берут, говорит сотрудник Санкт-Петербургской организации по защите прав потребителей Анатолий Гайворонский.

Основную массу безнадежных должников составляют пенсионеры с пенсией 6—8 тысяч рублей, которые брали кредиты, чтобы перекантоваться до выплаты пенсии, не понимая, какие суммы им придется возвращать заимодавцам. Достаточно три месяца не выплачивать по кредиту, чтобы человека затянуло в долговое болото безнадежно, – сказал он.

При этом рост числа просрочек по выплатам кредитов состоит не столько в том, что кредиты берет всё больше людей (их число как раз немного снизилось за год), а в том, что новые кредиты набирают люди, уже имеющие старые долги, говорит замруководителя отдела рейтингов кредитных институтов Михаил Доронкин.

Не исключено, что это не новые кредиты, а рефинансирование старых, поскольку из своих денег заемщики по-прежнему не в состоянии их вернуть, – сказал он СНЕГ.TV.

Хотя МЭР и Минфин в последние месяцы призывают ограничить выдачу потребительских кредитов так называемым кредитным самоубийцам — людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации и заведомо не смогут расплатиться с банком, – статистика по количеству “плохих” кредитов показывает, что эти меры не достигают цели.

Закредитованность россиян нарастает потому, что они не научились сопоставлять свои растущие аппетиты с падающими доходами, высказывает мнение директор Некоммерческого партнерства «Центральное кредитное объединение» Анатолий Дронов.

Потребительские привычки россиян сформировались в годы, когда экономика росла, а вместе с нею росли и доходы. И сейчас граждане по инерции ожидают, что их доходы возрастут за тот период, пока не придет время расплачиваться по кредиту. А заемщики микрофинансовых организаций (МФО) вообще ни о чем таком не думают, — предположил он.

В августе ЦБ решил до конца года и впредь до “особого распоряжения” прекратить выдачу кредитов заемщикам, которые заведомо не могут безболезненно обслуживать и возвращать эти займы.

Объемы выдачи новых кредитов предполагается сократить в более чем 4 раза.

Такое решение ЦБ принял после того, как президент Владимир Путин потребовал резко сократить кредитование населения. Он указал, что долги населения растут на 24% в год – в разы быстрее, чем зарплаты.