ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Почему «прозрел» Путин: президент наконец признал обнищание россиян

© Коллаж/Снег.TV

Реальные доходы населения России растут медленно, что не может не вызывать беспокойство, заявил президент РФ Владимир Путин.

Президент “заметил” обеднение населения страны на пятый год после того, как социологи, статистики и даже министры начали отмечать эту тенденцию.

По какой-то причине Путин проигнорировал тот факт, что на самом деле доходы россиян не “медленно растут”, а устойчиво снижаются, и уже не первый год.

Не надо думать, что президент не понимает, что происходит в стране, но в нынешнем августе вместе сошлось сразу несколько негативных факторов, которые заставили его снова применить “ручное управление”, считает экономист Института современного развития Никита Масленников.

Пока в нескольких кварталах от Кремля не начались массовые протесты москвичей, Путин вполне мог полагать, что положение в стране пусть сложное, но терпимое: национальные проекты претворяются, ВВП пусть медленно, но растет. Ведь именно такую информацию распространяет Росстат. И вдруг оказывается, что нацпроекты профинансированы на десятую часть, что рост ВВП едва превышает нулевую отметку. И Путин резонно захотел спросить у отвечающих за эти дела: ребята, а что происходит? – сказал СНЕГ.TV экономист.

Истинное положение вещей состоит в том, что у Путина нет какой-то волшебной палочки, взмахнув которой он может заставить экономику крутиться эффективнее, а чиновников не воровать средства из нацпроектов.

Путин, строго говоря, и не обязан “совать нос” в каждую строку бюджета, для этого есть ответственные за каждый конкретный участок чиновники. Президент – политический менеджер, его роль – обеспечивать внешние условия для нормальной работы экономики. А оттого, что он устроил выволочку министрам, эти условия ни на йоту не улучшатся, – говорит эксперт.

“Необходимо сделать так, чтобы экономический рост был более устойчивым и более динамичным”. Это высказывание Путина словно списано с постановлений пленумов ЦК КПСС, которые тоже сплошь состояли из призывов “углубить, продвинуть и внедрить”. И эффект от которых дальше страниц газеты “Правда” не распространялся.

Мало констатировать наличие проблем. Надо еще хотя бы указать на инструменты, необходимые для их решения. Таким инструментом Кремлю виделись национальные проекты и переход на цифровую экономику. А сейчас оказывается, что деньги на них уходят непонятно куда, – говорит Масленников.

“Прозрение” Путина относительно экономического положения в стране может быть вызвано его опасением потерять свой базовый электорат, который в последние годы сокращается благодаря пенсионной реформе и прочим непопулярным мерам, предполагает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

Путин рано или поздно должен понять, что выбранная при его прямом участии модель социально-экономической политики – приоритет стабильности над ростом – не предполагает улучшения уровня жизни населения. И что это размывает ту социальную базу, на которой его модель построена, – сказал СНЕГ.TV политолог.

По его мнению, Путин только тогда решается на какие-то перемены, когда его “загоняют в угол” внешние к Кремлю (но внутренние для России) силы, как это было во время массовых протестов 2011-2012 годов.

Путин как огня боится, что протестные слои общества возьмут верх над, условно говоря, конформистскими. Хотя нынешние протесты в Москве носят исключительно политический характер, тем не менее в Кремле боятся, что и невовлеченные в этот протест социальные группы деморализованы длительным молчанием президента. Поэтому Путин и призывает свое окружение найти какие-то формы, которые позволят управлять экономикой более эффективно, при этом не выходя за “рамки приличий”, как это видится в существующей системе, – заключает ремизов.