ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Уровень бедности в России никак не опустится до уровня 2012 года

© Коллаж/Снег.TV

Среднее по стране соотношение доходов к стоимости фиксированного набора товаров и услуг в России составило 1,65 на конец 2019 года. Эта пропорция служит для определения уровня бедности по статистике Росстата, которая опубликована во вторник.

При этом в 65 регионах уровень бедности оказался ниже среднероссийского уровня, а в 20 субъектах федерации — выше.

Самыми зажиточными оказались Ямало-Ненецкий АО (3,11), Ненецкий АО (2,92), Москва (2,40), Чукотский АО (2,27).

Самыми же бедными регионами стали Тыва (0,97),  Курганская область, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Калмыкия и Алтай.

В целом уровень бедности в России по итогам 2019 года составил 12,3% (около 18 миллионов граждан). Эта цифра практически не меняется в течение десятилетия. В 2012 году ниже уровня бедности проживало 10,8% россиян. Меньше бедных, чем в 2012 году, в РФ не было никогда.

На дачу в Кострому

Это не удивительно, так как в России сложилась парадоксальная модель рынка труда, кардинально отличающаяся от той, что наблюдается в развитых странах, сказала председатель совета Российского института потребительских испытаний Ирина Виноградова.

Мы проводили исследования в Костроме, например. Мне вообще непонятно, как там люди выживают при их соотношении доходов и затрат. Если только они не круглогодично сидят на дачах и живут натуральным хозяйством,— сказала она.

По ее мнению, важен не только абстрактный доход домохозяйства, но и структура его расходов. А по этому показателю ситуация у россиян отчаянная.

В развитых странах норма расхода на еду не превышает 10—15% доходов домохозяйства, это принятый эталон, отделяющий бедных от среднего класса.

В отчете Росстата подробно расписаны жизненные блага, которые большинство россиян себе не может позволить: среди них возможность ежедневно есть полноценную пищу, покупать одежду, лекарства, уехать куда-то в отпуск.

Но структура доходов населения России такова, что около половины граждан вынуждены тратить на еду бОльшую часть своих доходов. Эта структура и называется некрасивым словом “бедность”,— говорит эксперт.

Бедность не порок, а следствие кредитной политики

Едва ли не главную роль в том, что соотношение доходов и расходов россиян балансирует на грани фола, сыграло совершенно неконтролируемое закредитование населения, говорит эксперт Института современного развития Никита Масленников.

За прошлый год продажа товаров в кредит и объемы ипотеки выросли более чем на 20%. Ладно, ипотеку мы выносим за скобки — люди таким образом решают долгосрочную проблему. Но когда люди кредитуются на покупку товаров каждодневной необходимости — это очень тревожный симптом,— сказал он «СНЕГ.TV».

Тревожен это симптом не только для нынешних должников, все большее число которых попадают в долговую яму пожизненно и безо всякой надежды из нее выбраться.

Это также серьезный звоночек для тех, кто сию минуту, возможно, никакому банку ничего не должен и живет на зарплату.

Превышение расходов над доходами не означает сиюминутной катастрофы, но оно лишает граждан возможности делать сбережения, принуждает их жить «с колес» .

И это очень шаткое положение, предупреждает эксперт.

На сегодня зарплата в среднем по России покрывает расходы примерно у 60% домохозяйств. Остальные 40 живут за счет предпринимательской деятельности, сдачи собственности в аренду и прочих «незарплатных» доходов. Но тенденция к снижению этих доходов прослеживается уже пятый год подряд,— говорит Масленников.

Это надо понимать так, что при сохранении нынешних процессов в экономике страны в какой-то момент 40% россиян тоже станут «нетто-отрицательными» в плане доходов.

У таких будет два выхода, говорит эксперт.

Первый — это сжимать потребление, чтобы сохранять положительный баланс расходов и доходов. Второй — переходить в категорию заемщиков, то есть попадать в вышеупомянутый замкнутый круг,— указывает он.

Во вторник председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович заявил, что настоящий экономический кризис в России еще только начинается.

«Оптимисты думают, что мы уже где-то на дне, а в Европе уже начали выходить из кризиса. Я думаю, мы еще не достигли дна, особенно в России мы только вступаем в самый тяжелый период кризиса», — говорит он.

По словам Дворковича, основные проблемы наступят к концу лета или осенью.