ЖИЗНЬ ИНТЕРНЕТ

Банкротство OneWeb отняло последние крохи у российской космической отрасли

© Коллаж/Снег.TV

Решение о дальнейших запусках спутников компании OneWeb примут инвесторы в этом месяце, сообщил в четверг заместитель гендиректора “Главкосмоса” Виталий Сафонов.

Британская компания планирует окружить Землю сферой из 650 спутников-ретрансляторов сигнала. Но 28 марта компания объявила о банкротстве. К этому моменту на орбитах уже находилось 74 спутника.

Россия изначально противилась этому грандиозному проекту, регулярно отказывая OneWeb в регистрации на территории РФ.

В декабре 2017 года Госкомиссия по радиочастотам не выделила частоты для OneWeb для работы на территории России без разглашения причины. Известно лишь, что Роскомнадзор выступил против удовлетворения заявки компании.

Вместо этого российские власти предполагают устроить столпотворение в околоземном пространстве, построив (возможно, в сотрудничестве в Китаем и Индией) собственный аналог “Сфера”, состоящий из 600 спутников.

На “Сферу” по предварительным подсчетам потребуется 300 млрд рублей. С учетом того, что половину этой суммы в процессе реализации разворуют, как это случилось при строительстве космодрома “Восточный”, стоимость конкуренции с британцами окажется в самом деле космической.

Поэтому на данный момент в России не находится инвесторов, готовых рискнуть подобными суммами, а пример британской компании еще сильнее охлаждает желание вкладываться в футурологические проекты.

Почему российские власти стремятся к “импортозамещению” проекта OneWeb, понятно “интутитивно”: российские спецслужбы, и примкнувшие к ним Минкосвязи и Роскомнадзор органически не понимают, как можно разрешить что-то, что они не в состоянии будут контролировать, говорит ведущий аналитик Регионального общественного центра Интернет-технологий Урван Парфентьев.

Спутниковая раздача Интернета концептуально противоречит принятым в последние годы законам о так называемом суверенном Рунете. Она просто не согласуется с тем же “пакетом Яровой”, так как обесценивает весь смысл существования этих законов,– сказал он СНЕГ.TV.

Глобальный Интернет технологически невозможно контролировать силами никакого национального правительства, будь то Россия, Руанда или Иран.

Поэтому, подчеркивает эксперт, власти авторитарных стран стремятся изначально не выпустить джина из бутылки – ведь загнать его обратно будет проблематично.

Для приема Интернета напрямую со спутника пользователям потребуется специальное устройство, работающее примерно по принципу спутникового телефона. Если допустить свободную продажу таких устройств, их потом будет очень сложно изъять обратно, разве что, как в годы Второй мировой войны население было обязано сдать радиоприемники, издать закон, требующий это сделать под страхом сурового наказания, – сказал он.

2 ноября 2018 года Минкомсвязи России действительно инициировало запрет на ввоз абонентских терминалов всем, кроме операторов связи, имеющих лицензию.

Есть и второй вариант обхода национального запрета: внедрение наземных базовых станций, своего рода секретных роутеров, на территории тех стран, власти которых не захотели делать это добровольно.

Но этот вариант непременно приведет к дипломатическим обострениям, потому что ни одно правительство не обрадуется тому, что на его территории ведется какая-то деятельность без его ведома. Кроме того, технически элементарно такие станции запеленговать и уничтожить, так что эта игра не стоит свеч,– говорит Парфентьев.

Поэтому авторитарным властям проще изначально отказаться от допуска на национальную территорию сигнала со спутников, запретить ввоз и использование принимающих такие сигналы устройств – чем затем городить огород с конфискацией уже имеющихся миллионов роутеров. Что российские власти “прозорливо” и делают, раз за разом отказывая OneWeb в легализации в РФ.

В годы “холодной войны” американцы рассматривали похожий проект спутникового телевидения, при котором граждане стран советского лагеря могли бы смотреть западные телепередачи поверх “железного занавеса” – по аналогии с радиопередачами так называемых “подрывных радиостанций”. Тот проект не осуществился как из-за технических сложностей, так и потому, что советский блок развалился и без телепередач со спутников.

При этом Роскосмос еще с 2015 года участвует в проекте OneWeb в качестве стороннего подрядчика. Программой предусмотрено осуществление 21-го пуска ракет-носителей “Союз” и выведение на орбиту коммерческой группировки космических аппаратов OneWeb.

На момент банкротства OneWeb было осуществлено три запуска. Роскосмос ожидал получить от сотрудничества порядка $1 млрд. Банкротство стало еще одним серьезным ударом для российской космической отрасли, говорит директор Института космической политики Иван Моисеев.

Российская космонавтика уже второй год вышла на уровень в 25 запусков, ниже которого падать просто некуда, а подняться выше – невозможно. Никакие госпрограммы, в том числе “Сфера”, эту ситуацию не изменят, потому что она определяется объективными потребностями рынка запусков,– сказал он СНЕГ.TV.

Зарубежный рынок для Роскосмоса практически полностью потерян: на текущий год не получено ни одного (ноль) заказа на запуски геостационарных спутников – “хлеба” коммерческой космонавтики, последними крохами которого и были запуски спутников OneWeb.