ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Референдум в масках: голосование по Конституции проведут не дожидаясь победы над вирусом

© Коллаж/Снег.TV

“Референдум” по поправкам в Конституцию предполагается провести таким образом, чтобы не усугубить эпидемиологическую обстановку, порекомендовали Роспотребнадзор и ЦИК.

При этом, чтобы избежать столпотворения, процесс голосования может быть растянут на несколько дней. Вместо избирательных участков в школах голосование будет проводиться на открытом воздухе, под навесами, а избирателям будут мерить температуру при входе под эти навесы.

Разумеется, никуда не исчезает требование к соблюдению социального дистанцирования.

К больным же коронавирусом бюллетени принесут на дом члены УИК в противохимических костюмах.

Всероссийское голосование по внесению изменений в Конституцию намечено на лето 2020 года, точная дата пока не названа.

Бессонница президента

Спешка с проведением голосования во что бы то ни стало в ближайшие месяцы очень четко показывает “диагноз” инициатора этого голосования, полагает бывший руководитель проекта “Открытые выборы”, ныне директор по развитию “Партии Перемен” Тимур Валеев.

Лично для меня предельно ясно, что Владимир Путин не сможет спокойно спать до того, пока его по факту пожизненное пребывание у власти не будет конституировано. Именно поэтому для него так критично провести это голосование как можно скорее, при том, что формально ничего не изменилось бы, если бы “референдум” был проведен хотя бы 13 сентября, в единый день голосования, – сказал он СНЕГ.TV.

Дело, конечно, не только в желании президента поскорее прекратить пытку бессонницей. Важное место в ночных кошмарах Владимира Путина, возможно, занимает понимание, что избирателя надо загонять на референдум, пока тот “не очухался” от коронавирусных потрясений.

Если затянуть с голосованием, россияне могут уже психологически отойти от стресса, вызванного самоизоляцией, и в их сознании более важное место займут другие проблемы, не медицинские, перед которыми “все равны”, а социально-экономические. А смена приоритетов произойдет неизбежно, когда граждане выяснят, что окончание эпидемии принесло им не освобождение, а новые проблемы, – говорит политик.

Эти проблемы – конкретно, резкое падение уровня жизни, рост цен, безработица – могут заставить избирателя задуматься у кабинки для голосования, а “какого черта” ему все эти поправки к Конституции, когда ему светит куда более понятная перспектива положить зубы на полку?

Голосовать против поправок большинство россиян, конечно же, все равно не станут. Но они легко могут проголосовать ногами – просто проигнорировать референдум, даже не из сознательного желания “сделать больно” Путину, а просто потому, что они будут заняты более насущными делами. А для Путина критически важна именно явка на референдум, потому что она сама по себе служит легитимизирующим фактором, – подчеркивает Валеев.

Пять минут позора – 12 лет спокойствия

Чем больше времени будет оттягиваться голосование, тем меньше будет позитивный эффект для Путина от такого референдума, соглашается гендиректор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

Путин стремится взять избирателей “тепленькими”, пока они не совсем еще отошли от психологического шока, вызванного эпидемией. Как только жизнь вернется в нормальное русло и россияне выйдут на рынок труда, рейтинг власти провалится одномоментно, – сказал он СНЕГ.TV.

По мнению политолога, для Путина даже проведение голосования в августе, не говоря уж про сентябрь, означает провал референдума.

Путину нужен именно блицкриг. Первая его попытка провалилась из-за эпидемии, сейчас он пытается провести его во второй раз. Убедить избирателя обнулить сроки президентства после того, как президент вел себя в течение всех этих тяжелых месяцев, будет гораздо сложнее в спокойной обстановке, чем пока неопределенность сохраняется, – говорит Гращенков.

Путин, конечно, понимает, что проведение голосования в “африканском стиле” – в палатках и тентах на жердочках – смотрится несколько позорно. Но здесь уже не до жиру – тем более, что несколько дней позора могут обеспечить ему 12 лет спокойствия.