ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Картофельно-нефтяная держава: россиянам запретили покупать дешевый белорусский бензин

© Коллаж/Снег.TV

Россия в апреле 2020 года импортировала из Белоруссии бензина в 200 раз больше, чем за весь прошлый год, согласно данным агентства Argus Media.

Основной причиной аналитики называют дешевизну белорусского бензина: в апреле она была минимум на 500 рублей за тонну ниже, чем отечественное топливо, торгуемое на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

Правительство РФ отреагировало моментально: с 7 апреля ввело эмбарго на импорт нефтепродуктов, пока до 1 октября 2020 года – то есть на все время, в течение которого, по прогнозам Минэнерго, будут держаться низкие цены на нефть.

Фейсом об демпфер

Это сделано, чтобы не разорились отечественные НПЗ, которые ни при каких условиях не могут составить ценовую конкуренцию импортному топливу – сделать это не дает демпферный механизм ценообразования, установленный в РФ, объяснил СНЕГ.TV экономический эксперт Антон Шабанов.

В США розничные цены на бензин моментально реагируют на оптовые цены на сырую нефть, и в апреле автомобильное топливо на американских заправках отпускали чуть ли не даром. В России же ожидать снижения цен на АЗС не приходится совершенно точно,– сказал он.

В апреле российский бензин оказался намного дороже экспортной цены (за вычетом транспортных и налоговых расходов).

В апреле на Санкт-Петербургской бирже она составила (на АИ-92) 25,7 тыс. руб. за тонну, а для России — 38,8 тыс. руб. за тонну.

Тогда же президент Владимир Путин, который весь март сохранял олимпийское спокойствие, наконец признал, что падение цен на нефть до бросовых поставило нефтяную промышленность России на грань катастрофы.

Назови хоть рынком…

В таких условиях импорт зарубежного бензина автозаправочными компаниями стал бы неизбежен, если бы топливный рынок РФ был рынком не по названию, а по сути.

Нефть как таковая на внутреннем рынке практически никому не нужна. Ее покупают в основном для переработки в автомобильное и авиационное топливо. Поэтому нефтяники сейчас начнут компенсировать свои убытки от экспорта повышением оптовых цен для российских НПЗ. Естественно, это приведет к росту цен на конечный продукт – бензин,– говорит Шабанов.

Нефтедобытчикам, конечно, по логике следовало просто прекратить качать нефть. Но это невозможно сделать технологически: нефтяную скважину просто так пробкой, как бутылку, не заткнешь, поэтому сколько бы дешево нефть ни стоила, ее все равно приходится куда-то девать.

Если бы в страну повалило еще и импортное топливо, отечественных нефтяникам ничего не осталось бы, как в собственной нефти утопиться, почти в прямом смысле слова.

Назло няньке

Продавать же нефть на экспорт по супердемпинговым ценам для российских нефтяников означает следовать принципу “назло няньке уши отморожу”, считает партнер агентства RusEnergy Михаил Крутихин.

Это простая арифметика. Чтобы российские нефтекомпании могли работать хотя бы в ноль, не говоря уж о прибыльности, баррель нефти должен стоить не менее 42 долларов,– объяснил он СНЕГ.TV.

Апрельская реакция правительства на ценовой дисбаланс, как водится, оказалась из разряда “бомбить Воронеж” – то есть решать проблемы отдельного сектора экономики, назначенного властями “любимой женой”, за счет остальных граждан страны.

Вместо того, чтобы отменить демпферный механизм, первопричину искаженного функционирования нефтяного сектора, правительство запретило импорт дешевого топлива. 

Теги