ГОРОД ЖИЗНЬ

Бордюры в Москве будут менять невзирая на любые карантины

© Коллаж/Снег.TV

Когда экономика страны трещит под натиском борьбы с коронавирусом, власти Москвы делом доказывают, что их дух не сломят ни печенеги, ни половцы, не говоря уже о каком-то режиме повышенной готовности, разогнавшем москвичей по их квартирам.

Мэрия объявила пять тендеров на закупку гранитных бордюров на общую сумму 16,57 млрд руб., следует из опубликованного на сайте госзакупок плана.

В конце марта столичные власти уже заключили крупнейший контракт на закупку бетонных бордюров на сумму 3,2 млрд руб.

Дважды войти в один бюджет

Перманентное благоустройство всегда связано только с двумя вещами: просчетами в стратегическом планировании и, возможно, действиями коррумпированных чиновников, предполагает урбанист из НИУ ВШЭ Виктория Мальцева.

Когда на каком-то участке сперва кладут асфальт, затем его вскапывают, чтобы проложить трубы, а затем снова кладут асфальт, то это либо несогласованность действий подрядчиков, либо сознательное стремление дважды получить оплату за одну и ту же работу,– предположила она в разговоре со СНЕГ.TV.

Город, конечно же, невозможно благоустроить один раз и навсегда, потому что любая инфраструктура постепенно изнашивается физически и устаревает морально.

Однако, подчеркивает Мальцева, грамотные планировщики строят работу так, чтобы однажды завершенный объект не требовал капитального ремонта в течение достаточно длительного времени (и чтобы жители возле этого объекта не ощущали себя живущими на вечной стройке).

Максимум, что потребуется при грамотном планировании – это текущие работы по обслуживанию объекта: ликвидация действий вандалов, уборка и прочие мелкие работы. А перекладывание труб или плитки каждые год вызывает вопросы, которыми, возможно, должны заниматься не урбанисты, а сотрудники прокуратуры,– говорит эксперт.

Мысли масштабнее

Впрочем, не все те, кто имеет к “благоустройству” (и его бюджетам) хотя бы самое маломальское отношение, видят в перманентной замене тротуаров проблему. Как раз наоборот.

Любые жалобы на эту деятельность происходят из-за недальновидности тех, кто жалуется и их неспособности мыслить масштабно, уверен управляющий партнер архитектурного бюро “План Б” Сергей Фомин.

Когда некоторые люди критикуют программу благоустройства Москвы, они рассуждают с обывательских позиций. Да, работы вызывают временные трудности, но ведь никакую операцию нельзя провести, не разрезав ткани. А в Москве за предыдущие десятилетия накопилось столько проблем с городской средой, что решить их все за один сезон не получится ни при каком финансировании,– сказал он СНЕГ.TV.

По мнению Фомина, программа “Моя улица” – это воплощение всего самого прогрессивного, что есть в урбанистике не только России, но и всего мира.

Это счастье, что наш город может себе позволить выделить необходимые на благоустройство городской среды деньги. Регионы такие расходы не потянут. Москвичам надо радоваться, что благоустройство их города находится в руках профессионалов. Да и бизнес, который жалуется на падение прибыли из-за перекопанных улиц, уже через год выходит в плюс, когда хорошеют окрестности,– говорит Фомин.

Не будем вдаваться в рассуждения относительно адекватности тотального московского “благоустройства”. Обратим лишь внимание на ключевое слово, которое употребил архитектор – “временные трудности”, что как раз и вызывает у москвичей наибольшие вопросы. Тут самое время вспомнить, что нет ничего более постоянного чем временное, поскольку как минимум в центре города ремонтные работы ведутся постоянно много лет.

Но это может быть виной не городских властей, а всей системы финансового учета и контроля, существующего в России, настаивает эксперт.

Не исключено, что замена элементов городской среды там, где она не необходима, вызвана тем, что городу надо успеть освоить выделенные средства к концу периода. Но иначе руководителям влетит по шапке, и на будущий год им выделят меньше денег. Поэтому, возможно, и перекладывают плитку ежегодно,– высказывает версию причин “перманентного ремонта” Фомин.

В 2019-м, спокойном году, на бордюры в Москве было потрачено “всего” 3,6 млрд рублей. И врагу никогда не добиться, чтобы перекладывание плитки в Москве остановилось хотя бы на день.