ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Путин разъяснил разницу между республикой и монархией

© Коллаж/Снег.TV

Владимир Путин считает, что он слишком много работает для того, чтобы его можно было называть царем, пояснил он в интервью ТАСС.

По словам Путина, который занимает поочередно два высших поста в РФ уже 20 лет, разница между республикой и монархией состоит в том, что “царь не работает, а только отдает приказы и смотрится в зеркало”.

Загад не бывает богат

Если отказаться от иронии по поводу довольно неуклюжего определения, которое сам себе дал Путин, называть его царем в самом деле некорректно, соглашается директор Санкт-петербургского Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

В мире полным-полно лидеров, которые обладают полномочиями, коим некоторые “полноценные” монархи позавидуют, и которые находятся у власти пожизненно. Но это не делает их монархами по одной причине: их должности не могут передаваться по наследству автоматически, – объяснил он СНЕГ.TV.

Самая захудалая монархия от самой “супер-гипер-президентской” республики или диктатуры отличается одним врожденным, вмонтированным в государственный строй институтом: в царствах-королевствах-султанатах заранее известна очередь престолонаследия, причем на поколения вперед.

Например, в самой хрестоматийной монархии, британской, никто не сомневается, что нынешнему монарху, Елизавете Второй, наследует ее сын, принц Чарльз, а ему – ее внук принц Уильям, и т.д. Этот порядок не менялся с 1701 года.

Но никакой абсолютный правитель в государствах, формально считающихся республиками (например – Северная Корея, Куба или Ливия времен Каддаффи), не может официально передавать свой пост сыну или другому родственнику.

Да, по факту, такие лидеры стремятся это делать и обычно им это удается. Но в отличие от монархов, где передача власти происходит автоматически, диктаторам приходится прилагать какие-то усилия, чтобы указанного ими человека назначили преемником: убеждать свои элиты или ставить нужного человека силой, – говорит Солонников.

Поэтому называть Владимира Путина “царем” можно только в стремлении польстить его самолюбию (Борис Ельцин, кстати, тоже не был иммунен к подобной лести).

Ведь у генсеков КПСС была власть, которая не снилась и саудовским монархам, но ни Брежнев, ни Сталин, не говоря уже о каких-то Черненко, никогда не помышляли передавать свой пост своим детям.

Поясни за трон

Те, кто называет Путина “царем”, сознательно или по недоразумению ставят знак равенства между монархией и режимом личной власти, что далеко не одно и то же, соглашается эксперт Института государства и права РАН Владимир Энтин.

Монарх отличается от неограниченного диктатора не объемом полномочий, а тем, что право его наследников на престол никем не ставится под сомнение. У английской королевы реальной власти нет никакой, ей даже речи аппарат премьер-министра пишет. Но очередь ее престолонаследия всем известна на четыре поколения вперед, – сказал Энтин СНЕГ.TV.

Но какой бы реальной властью “здесь и сейчас” ни обладал авторитарный правитель, в том числе назначать себе преемников, в любом случае он должен свой выбор доказывать – от чего монарх избавлен по определению.

Часто говорят, что КНДР или Азербайджан по факту являются наследными монархиями. Но это не так. Ни Ким, ни Алиев не могут быть уверенными в том, что их дети наследуют их посты. Даже если они это захотят, все равно должна будет соблюдена какая-то процедура, не прописанная формально в законах этих стран. Их “престолонаследие” держится исключительно на политической конъюнктуре, а не на “Богом данном” праве, – говорит эксперт.

Энтин подчеркивает, что и в самых демократических странах не так уж редко лидеры правящего клана прилагают усилия, чтобы передавать власть членам своего клана (те же Кеннеди или Буши в США). Но это никоим образом не превращает президентов в королей. И в такой же мере это верно и для Президента РФ Владимира Путина.

Теги