ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Удочек не завезли: правительство не потянет снижение бедности на 1%

© Коллаж/Снег.TV

Снизить число бедных россиян способами, которые предлагает правительство, вряд ли получится. Об этом в среду заявили в Счетной Палате РФ.

План заключается в том, чтобы число бедных россиян в нынешнем году не превышало 10,8% (что само по себе немало, так как составляет около 14 млн человек).

То есть за 2020 год число бедных должно сократиться на 1,1% или на 1 миллион по сравнению с 2019 годом (когда в бедности влачили существование 11,7% населения великой державы).

Под уровнем бедности сейчас понимается доход, не превышающий 11,185 тыс. руб “грязными” (то есть до всех обязательных платежей вроде квартплаты и алиментов).

Хотя подобная трактовка уровня бедности совершенно дико занижена (так как после уплаты неизбежных платежей на руках у человека не остается ни копейки), аудиторы полагают, что снизить бедность даже на 1,1% правительство не сумеет.

Cвоим заявлением СП по сути дезавуировала (неслыханная фронда) слова президента Владимира Путина о том, что его беспокоит стагнация реальных доходов граждан, и что россияне не могут «ждать годами» решения этой проблемы.

Опять за рыбу-деньги

Снизить число бедных можно одним из двух способов: либо накормить людей рыбой, либо дать им удочки эту рыбу ловить, говорит заместитель директора Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Владимир Сальников.

Если для нетрудоспособных категорий населения возможен только первый способ, то что делать с работающими, но при этом бедными людьми – однозначно ответить не так просто, – сказал он СНЕГ.TV.

Правительство может увеличивать доходы неработающих граждан, а также бюджетников, собственными решениями – из соответствующих статей бюджета.

Но проблема состоит в том, что пополнить эти статьи бюджета можно (исключая простое печатание денег) только увеличив доходы населения, работающего в коммерческом секторе – так как именно с их налогов такие поступления и происходят.

А вот с этим – с раздачей удочек – у правительства дела обстоят совсем плохо, говорит эксперт.

Чтобы работник платил больше налогов, он должен получать больше зарплату. Для этого требуется, чтобы росла производительность его труда, если он трудится в госсекторе, или чтобы росла маржинальность бизнеса его работодателя в частном секторе – тогда владелец компании сможет поднимать зарплаты своим сотрудникам, – говорит Сальников.

Снесла курочка яичко

Однако несмотря на все словесные заклинания о том, что нельзя “кошмарить” бизнес, сами бизнесмены жалуются на то, что давление на них с каждым годом только нарастает. Особенно это касается предприятий среднего и малого размера.

То есть власти РФ стреляют себе же в ногу: не давая бизнесу свободно развиваться и душа его налогами и ограничениями, они режут ту самую курицу, которая могла бы нести золотые яйца не только для себя, но и для самого же правительства.

Для бизнеса было бы идеально, если бы государство создавало условия для свободного предпринимательства, но при этом сам не вмешивалось бы в предпринимательскую жизнь.

Но понятно, что такой идеал недостижим, считает исполнительный директор Делового союза Евразии (ДСЕ) Андрей Чухлиб.

Описывать взаимоотношения государства и бизнеса в России только как негатив или только как позитив – в равной степени неверно. Потому что в практике бизнеса, “на земле”, присутствует и то, и другое,– сказал он СНЕГ.TV.

По мнению Чухлиба, основные проблемы бизнесу в России создаются не на федеральном, а часто даже не на региональном уровне, а на уровне низовых чиновников: “Это всегда районные истории”.

На уровне федеральных министерств бизнес как раз ощущает полную поддержку – в том числе и потому, что каждый отраслевой министр заинтересован в повышении своего KPI. Точно так же, я не представляю, чтобы какой-либо губернатор был бы заинтересован в том, чтобы вставлять предпринимателям палки в колеса в своем регионе. А вот на местах бывает всякое,– говорит Чухлиб.

По мнению эксперта, надежды российского бизнеса на лучшее будущее связаны со “стремительным развитием” института независимых директоров.

В целом государство видит, что именно по этому пути, по пути корпоративного развития, следует идти. Но как на всяком пути, на этом тоже могут попадаться ямы и завалы. Я не согласен с тем, что государство ставит своей целью на этом пути кого-то кошмарить,– полагает он.

Круг замкнулся

Несмотря на оптимистичные заявления директора ДСЕ, у властей РФ становится все меньше стимулов “оставить курицу в покое”.

Правительству надо где-то взять 350 млрд рублей в этом году и еще 900 млрд в 2021-23 гг, чтобы профинансировать программы материнского капитала и бесплатных завтраков в школах , анонсированных президентом Путиным в связке с реформой Конституции.

Однако на этой неделе ЦБ РФ предупредил, что федеральный бюджет может не получить нужную сумму в срок из-за падения цен на нефть, за счет экспорта которой новые социальные обязательства предполагалось профинансировать.

Получается замкнутый круг, о котором и говорил Владимир Сальников. Чтобы компенсировать выпадающие нефтяные доходы бюджета, придется “выдоить” до предела прочие сектора экономики.

По расчетам Минфина, неуглеводородные доходы должны будут вырасти на 60%, сборы НДС – на 100%, общая налоговая нагрузка на несырьевой сектор – с 26,9% до 28% ВВП. То есть не только бедные продолжат беднеть, а в их категорию станут скатываться все новые пласты населения.