ЖИЗНЬ ИНТЕРНЕТ

Что ФСБ потребовала у операторов Рунета

© Коллаж/Снег.TV

Интернет-сервисы обязаны допускать сотрудников ФСБ к чтению переписки россиян: такое письмо, отправленное с Лубянки, прочитали в издании “Meduza”.

По данным этого латвийского издания, ФСБ с лета прошлого года направляет письма интернет-сервисам, включенным в реестр операторов распространения информации (ОРИ), среди которых абсолютно аполитичные «Авито», «Хабр» и Rutube.

Спецслужба потребовала передать ключи для дешифровки переписки пользователей и предоставить круглосуточный доступ к IT-системам компаний.

Эти действия ФСБ проводит во исполнение так называемого “закона Яровой”, принятого в 2016 году.

Согласно этому закону, если какая-то из этих компаний не предоставит спецслужбе ключи шифрования — это будет нарушением Кодекса об административных правонарушениях и если суд признает компанию виновной по статье 13.31 КоАП, ей будет выписан штраф в размере до одного миллиона рублей.

В январе новое правительство РФ одобрило законопроект, который позволяет блокировать мейлы тех пользователей, которые откажутся предоставлять провайдерам свои персональные данные: номер телефона и паспорта.

Жаль, однако ж, что вы не читаете писем: есть прекрасные
места. Вот недавно один поручик пишет к приятелю...
Я нарочно оставил его у себя. Хотите, прочту?
(Н.Гоголь, "Ревизор")

“Двойка” по информатике

Эксперты, опрошенные СНЕГ.TV, полагают, что требования ФСБ показывают, сколь плохо на Лубянке разбираются в современных информационных технологиях.

По всей совокупности данных, плюс IP-адреса, любого человека и его компьютер можно уже сейчас с высокой точностью идентифицировать. Любая анонимность достаточно условна. Мы ведь и в реальной жизни в каком-то смысле анонимны: никто же не ходит по улицам с раскрытым паспортом в руке! Анонимность в Сети существует только между пользователями, для спецслужб же все они – как на ладони, – сказал профессор Российской Академии интеллектуальной собственности Антон Серго.

Забавно, что сама ФСБ разослала эти требования по обычной почте заказными письмами. Именно благодаря службе почтового трекинга Meduza и отследила отправителя и адресатов. Факт, сам по себе демонстрирующий уровень технологической продвинутости тех, кто желает цензурировать переписку россиян.

Большинство продвинутых россиян еще задолго до облавы спецслужб и законодателей на Рунет завели себе ящики на Gmail, Yahoo, Hotmail и прочих иностранных сервисах, куда рука современных собратьев гоголевского почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина не дотянется.

Полной анонимности в Сети не существует чисто технически, и обеспечивать ее какими-то специальными требованиями избыточно, – подчеркивает эксперт.

Удовлетворению не подлежит

Это на самом деле вопрос того, что называют Big Data — алгоритмика контроля за потоками электронной информации, говорит завкафедрой телевидения и радиовещания МГУ Андрей Раскин.

Власти ищут механизмы, которые позволили бы анализировать, сортировать и, соответственно, оказывать влияние на  потоки, – объясняет он почтовую активность спецслужб.

А партнера агентства B2Chain Антона Меркулова “удивляет безграмотность” отправителей этих писем.

Стремление властей нарушать Конституцию РФ всюду, где возможно, никого уже не удивляет. Удивляет лишь бесконечная безграмотность авторов подобных инициатив, которые явно не имеют ни малейшего понятия о том, что их предложения невозможно реализовать на практике,– сказал он.  

Как объясняет Меркулов, осуществить вскрытие защищенной электронной переписки невозможно, потому что почтовые серверы используют одноразовые ключи шифрования, которые генерируются автоматически.

То есть даже если ФСБ обяжет провайдера передать ей такие ключи (как ФСБ пыталась этого добиться у Телеграма), там не смогут удовлетворить такое требование при всем желании.

Требования ФСБ поэтому не привносят ничего нового в практику цензуры в России. Обязать почтовые службы допускать третьих лиц до чтения переписки и сейчас можно, получив такое постановление суда. Но такая практика существует в России уже не первый год,– говорит эксперт.

Бот в помощь

Ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян указывает, что все подобные инициативы создают трудности законопослушным гражданам, но никак не усложняют жизнь тем, против кого они, казалось бы, направлены.

Даже если предположить, что Роскомнадзор заблокирует тот или иной почтовый ящик, его владелец тут же создаст себе новый, да хоть сотню новых. Более того, даже если заблокировать не ящик, а весь сервис, его владельцы создадут новые, это пять долларов за штуку стоит,– сказал он.

Казарян иллюстрирует бессмысленность требований ФСБ к ОРИ на хорошо известном каждому пользователю Интернета примере.

Мы все страдаем от спама, но побороть его невозможно именно по той же причине, по которой невозможно будет блокировать почтовые адреса: такие адреса создают спам-боты, вообще без участия человека. Для спам-ботов нет никакой разницы, создавать ли одноразовые адреса для рассылки “мусорной” рекламы или для пересылки неподцензурных сообщений,– заключает он.

Летом 2019 года компания “Яндекс” отказался сотрудничать с ФСБ, которая требовала передать ей ключи шифрования своих почтовой службы и облачного хранилища информации “Яндекс-диск”. 

Тем самым “Яндекс”, который ранее никогда не был замечен во фронде российским властям, пошел по пути мессенджера “Телеграм”, противостояние которого с ФСБ по тому же поводу стало прецедентом в современной российской истории.