ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Госсовет и жена его Конституция: понимают ли россияне, что им предлагают одобрить

© Коллаж/Снег.TV

Две трети россиян (67%) считают самыми важными из президентских поправок в Конституцию гарантии индексации пенсий и лишь 6% – создание Госсовета.

Это следует из опроса, проведенного по заказу «Левада-центра» (имеет статус иноагента).

Меньше всего наряду с Госсоветом респондентов волнует перераспределение полномочий президента и парламента (11%).

А 23% опрошенных вообще не слышали, что вокруг новой редакции Конституции идут какие-то маневры.

Эти данные (хотя они разнятся от опроса к опросу в зависимости оттого, как социологи формулируют вопросы) в целом подтверждают, что Кремль избрал правильную тактику, чтобы добиться “всенародного одобрения” поправок.

Основная масса граждан с аппетитом проглотит предложенную им “политическую зразу”: неприкосновенность личной власти Владимира Путина – это начинка, которая спрятана в обертке из социальных гарантий.

Согласно опросу “Левады”, поправки о пенсиях одобрили 92% респондентов, поправку об индексации МРОТ – 83%. Ну в самом деле, не одобрять такие гарантии могут только мазохисты. О предложении ограничить число президентских сроков вспомнили только 10% опрошенных.

По секретному рецепту

Кремль прилагает максимум усилий для того, чтобы не раскрывать россиянам рецепт этой “зразы”, считает политолог Алексей Рощин.

Путину не нужна никакая “отсебятина”. У него есть четкая концепция конституционной реформы, вплоть до мельчайших деталей. Все эти детали уже прописаны в недрах Администрации Президента, – сказал он СНЕГ.TV.

При всем при этом, “постановочный” характер обсуждения конституционной реформы вряд ли создаст какие-то проблемы для будущего государственного устройства России, считает эксперт.

Объективно, предложенные Путиным поправки в Конституцию действительно направлены на сглаживание перекоса в полномочиях властей, которые присутствуют в ельцинской Конституции. Эти поправки, конечно, половинчатые и противоречивые, но в целом я не вижу причин, чтобы подвергать их критике лишь на том основании, что они исходят из Кремля, – сказал он .

Есть ли жизнь после реформы

Основную массу россиян (то есть тех, для кого политология не является профессиональным занятием) форма государственного устройства волнует даже меньше, чем есть ли жизнь на Марсе. И это объяснимо: оттого, как будет изменена эта схема, жизнь в России никак не изменится, считает зав. сектором Института государства и права РАН Вильям Смирнов.

Ведь и та система, которая сейчас существует в России, сама по себе не поддается строгой дефиниции. На бумаге, по Конституции, это президентско-парламентская республика. По распределению полномочий между ветвями власти – это республика суперпрезидентская. Но по жизни, в России утвердился бюрократически-олигархический тип государства, при котором реальная власть принадлежит структурам, которые в Конституции не упомянуты вообще,– сказал он СНЕГ.TV.

Оттого, что в тексте Основного Закона появится еще один институт – Госсовет, тип государства никак не изменится. Потому что реальную власть в стране по-прежнему будут осуществлять неформальные группы и структуры, ни в каком законе не упомянутые.

Чисто неконкретно

Большинство людей понятия не имеет, что говорится в конституциях их стран, будь то Россия, США, Германия или любая другая страна, оправдывает “неведение” россиян заместитель завкафедрой конституционного и административного права ВШЭ Илья Шаблинский.

Люди в целом вроде и знают, что Конституция – это документ, в котором содержится перечень их прав и свобод. Но с конкретикой у них туго. Даже в США, где Конституцию цитируют и ссылаются на которую гораздо чаще, чем в России,– сказал он СНЕГ.TV.

Поэтому если властям той или иной страны потребуется основной закон переиначить, это совсем не трудно сделать, не вызывая какой-то серьезной оппозиции общества.

Технология внесения или удаления из Конституции нужных статей достаточно известна политтехнологам. Объявляется или выносится на референдум сразу несколько статей, в том числе “целевая”. Но в ходе обсуждения эта статья сознательно отодвигается на второй план. Ее нарочно “топят” в информационном шуме вокруг других статей, которые в реальности служат только для маскировки, но против которых ни у кого возражений не будет. И когда люди голосуют за изменение Конституции в целом, они просто не замечают, что проголосовали не только за повышение пенсий и МРОТ, но и за расширенные полномочия для главы государства,– говорит эксперт.

Именно такой прием был с успехом использован в Азербайджане и Беларуси, когда Ильхам Алиев и Александр Лукашенко захотели оставаться на своих постах дольше, чем было разрешено конституциями их стран в первоначальном виде.