ЖИЗНЬ КОСМОС

Быть или не быть: Рогозин назвал 2020-й годом реанимации отечественной космонавтики

© Коллаж/Снег.TV

Космическая отрасль России в нынешнем году стоит перед экзистенциальным выбором: сохраниться как нечто заметное на мировом рынке или превратиться в нишевую индустрию для обслуживания “штучных” проектов.

Такую альтернативу озвучил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Он подчеркнул, что проблемы, которые накапливались в отрасли 30 предыдущих лет, надо решить в течение одного года.

В течение года будет подготовлена космическая программа, реализация которой начнется в 2021 году.

В нее войдут полет на Луну, разработка сверхтяжелой ракеты «Енисей», создание спутниковой группировки «Сфера» и развитие ГЛОНАСС.

В прошлом году Россия произвела 25 космических запусков. Это в два раза меньше, чем у США и Китая.

Все ниже, и ниже, и ниже

От заявлений Рогозина отдает такой маниловщиной, что снова остро встает вопрос о профессиональной компетенции главы “Роскосмоса”, полагает директор Института космической политики Иван Моисеев.

Российская космонавтика уже второй год вышла на уровень в 25 запусков, ниже которого падать просто некуда, а подняться выше – невозможно. Никакие госпрограммы эту ситуацию не изменят, потому что она определяется объективными потребностями рынка запусков, – сказал он СНЕГ.TV.

Эти потребности можно перечислить по пальцам, говорит эксперт: спутники ГЛОНАСС, проект OneWeb, военные запуски и различная “мелочь”, которая выводится на орбиты кластерными блоками.

Вся же стратегическая, “тяжелая” ниша – пилотируемая космонавтика, межпланетные исследования и прочее – полностью занято американцами, китайцами и индийцами. Как только американцы поставят в серию свои пилотируемые корабли, пропадут заказы и на запуски “Союзов”, – говорит Моисеев.

Зарубежный рынок для Роскосмоса практически полностью потерян: на текущий год не получено ни одного заказа на запуски геостационарных спутников – “хлеба” коммерческой космонавтики.

О каких там еще полетах к Луне говорит Рогозин! Для этого нужен бюджет в 150 млрд долларов, а бюджет Роскосмоса в 75 раз меньше. Конечно, под лунную программу и прочие маниловские проекты можно получать большие деньги – но сделать на них то, что заявлено, невозможно, – убежден эксперт.

Горькая Луна

Для осуществления всех масштабных программ по освоению космоса нужны две вещи, которых у российской космической отрасли нет, говорит эксперт журнала “Новости космонавтики” Игорь Лисов.

Это финансирование и мотивация. Ни того, ни другого в размерах, необходимых для прорыва в космической отрасли, я не наблюдаю, – сказал он СНЕГ.TV.

По его наблюдениям, особенно отчетливо это видно на примере лунной программы Роскосмоса, которая поэтому является чистой воды прожектерством.

В России сейчас просто нет компетенций, необходимых, чтобы совершить пилотируемый полет с высадкой на Луну. Нет таких специалистов, которые могли бы в разумные сроки такой проект осуществить. Это ведь не луноход отправить. Это задача, на порядки более сложная и дорогостоящая, – подчеркивает Лисов.

Осенью прошлого года в Роскосмосе красиво рассказывали о том, как они приступят к разработке роботов-помощников для космонавтов на поверхности и орбите Луны.

1 комментарий

Комментировать

  • Если только из-за престижа осваивать космос, то едва ли это оправданно. Другое дело, если могут быть прагматические приобретения, где возможна окупаемость расточительных затрат. Но всего менее разумны звучащие отовсюду упования на перспективу встречи с внеземной жизнью, внеземными цивилизациями. Разумная жизнь в принципе может быть в каждый данный момент времени только на одной планете во всей вселенной. Вопрос этот крайне не простой и может иметь решение только на метафизическом уровне. Физики бессильны решать подобные вопросы. Проблема разума во вселенной — компетенция философии и религиоведения.