ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Эта сладкая боль: Владимир Потанин признал себя эффективным собственником

© Коллаж/Снег.TV

Реформы в России в 1990-е годы были “болезненными, но необходимыми”, заявил Владимир Потанин в интервью изданию Forbes.

Эти реформы не были ошибкой, считает Потанин, который благодаря этим реформам стал миллиардером. По данным Forbes, сегодня его состояние составляет более 18 млрд долларов.

В результате реформ “крупнейшие предприятия перешли эффективным собственникам», – скромно сказал владелец «Норникеля».

Свои активы Потанин получил через систему залоговых аукционов, которую сам же и изобрел. В результате компаниям, связанным с Потаниным, достались пакеты акций «Сиданко», «Норникеля», «Новороссийского морского пароходства», «Связьинвеста» и других.

Теоретики на зарплате

Профессор МПГУ Сергей Леонов полностью разделяет мнение миллиардера Потанина.

Можно сколько угодно теоретизировать над тем, были ли альтернативы тому варианту реформ, который проводил Егор Гайдар. Но я уже скоро 30 лет занимаюсь этим вопросом и совершенно убежден в том, что это был в той ситуации единственный выход “пережить зиму”, причем в буквальном смысле слова, – сказал он СНЕГ.TV.

Леонов не отрицает очевидных вещей, что в ходе ваучерной приватизации были допущены многочисленные перегибы и несправедливости.

Однако, настаивает он, это не отменяет главного: приватизация вытянула Россию из пропасти, куда ее завела командная экономика.

Когда я слышу рассуждения о том, что можно было реформировать экономику по китайскому или какому-то еще пути, мне всегда хочется ответить этим теоретикам: а зачем вы работаете на зарплату в своих институтах? Вы же в теории можете пойти на биржу, поторговать акциями и стать вторыми Потаниными? Вот эти-то теория отличается от практики, – говорит Леонов.

Еще в 2017 году, по данным все того же Forbes, совокупное состояние 200 российских богачей превысило стоимость запасов ЦБ РФ и денежных накоплений всего остального населения России.

Было бы нелогичным, если бы Владимир Потанин (или любой другой олигарх из списка Forbes) жаловался бы на судьбу и считал историю 1990-х годов ошибочной.

В свою очередь, государство помогает олигархам потому, что их компании создают до половины ВВП России и миллионы рабочих мест, которые госкомпании создать никогда не смогут.

Осень олигарха

Но ошибочным было бы и считать, что жизнь сверхбогатого россиянина – это сплошные ананасы и рябчики, говорит президент Фонда экономических исследований Михаил Хазин.

Это ведь глупость — воспринимать богатства этой группы лиц как то, что они держат свои миллиарды в наличных деньгах. Их миллиарды — это обозначение капитализации активов их предприятий, а это такая вещь, которую довольно затруднительно унести с собой в чемодане, даже очень большом, – говорит он.

То, что владелец какого-то предприятия (хотя бы тот же глава «Норникеля) сегодня числится обладателем капитала в 18 млрд долларов, никоим образом не говорит о том, что этот «олигарх» завтра сможет позволить себе выпить кофе в «Макдоналдсе», подчеркивает экономист.

Пусть стоимость его предприятий оценивается в 18 миллиардов. Но Forbes не приводит сведений о том, сколько у этих предприятий долгов. Может быть, их там на 20 миллиардов. То есть владелец этих активов в реальности в долгу как в шелку. Потому что если кредиторы потребуют у него возврата денег, он с долгами не расплатится, даже если продаст свои заводы до последней гайки, – объясняет Хазин.

Это, кстати, ответ на вопрос, почему «олигархи» ведут себя с государством тише воды, ниже травы: потому что знают, что все они висят на крючке «стоимостью» в те самые миллиарды, и быть с этого крючка сброшенными (совершенно легально) для них — не прекращающееся ни на минуту кошмарное предощущение.