ВОЕННОЕ ДЕЛО ЖИЗНЬ

Авианосцы не горят: «Адмирал Кузнецов» будет восстановлен, сколько бы это ни стоило

© Коллаж/Снег.TV

Пожар на стоящем на ремонте авианесущем крейсере “Адмирал Кузнецов” произошел по смехотворной причине – загорелся мусор в одном из отсеков. Но обошлась подобная “утилизация отходов” в далеко не смехотворную сумму – 95 млрд рублей.

Эти данные в четверг приводит газета “Коммерсантъ”.

Даже вынося за скобки вопрос – почему помещения боевого корабля были превращены в мусорную свалку, которая вспыхнула от нескольких искр – никуда не исчезает вопрос: каков экономический смысл восстановления корабля, которому нанесен ущерб на сумму, превышающую заложенную на ремонт смету?

Невзирая на потери

Такой смысл есть, считает начальник сектора Крыловского государственного научного центра (Санкт-Петербург) Алексей Лицис.

Если бы у ВМФ России было несколько таких кораблей, тогда, возможно, и был бы смысл задуматься над целесообразностью возни с одним из них. Но поскольку “Адмирал Кузнецов” у нас такой один, его надо ремонтировать несмотря ни на что, – сказал он СНЕГ.TV.

Кроме того, по мнению Лициса, хотя инциденты на “Кузнецове” происходили часто, все они носили локальный характер.

Предлагать списать единственный наш авианосец в утиль и вместо этого построить новый, более современный – это неправильно. Постройка новых кораблей такого класса обойдется во много раз дороже, чем модернизация существующего, – говорит он.

Вообще, предполагает эксперт, приведенные в “Ъ” цифры о масштабе ущерба, причиненного пожаром, очень сильно завышены и нуждаются в серьезной перепроверке.

Совершенно непонятно, кто и как успел оценить масштабы урона от пожара, который произошел неделю назад, и в док, в котором находится “Адмирал”, еще даже никакая комиссия не входила. Но названная сумма ущерба фантастична в любом случае: на корабле просто нет материальных ценностей на такую сумму, – считает Лицис.

До последнего болта

Отправлять “Кузнецова” на металлолом нельзя, во сколько бы ни обошелся его ремонт, соглашается инженер-кораблестроитель верфи “Варяг” (Петрозаводск) Павел Мартюков.

Приведу простую аналогию. Вы решили отремонтировать дом и заложили смету на замену обоев, окон и полов. А в ходе ремонта случился пожар и уничтожил не только обои, полы и окна, но и много другого имущества. Если это у вас единственный дом, вы ведь все равно будете его восстанавливать, сколько бы это ни стоило, верно? – сказал он СНЕГ.TV.

Мартюков подчеркивает, что все флоты мира стремятся использовать свои боевые корабли до последнего, “выжимая” из них все ресурсы – пока корабль еще просто держится на плаву.

Потому что постройка корабля с нуля всегда обходится дороже, чем любая самая глубокая модернизация: ведь у корабля, как и у автомобиля, самой дорогостоящей деталью является собственно корпус.

Американцы берут свои крейсера чуть ли не времен Второй мировой войны, полностью переустанавливают все корабельное оборудование, ставят современное вооружение, электронику, и такой корабль совершенно в состоянии выполнять боевые задачи в рамках своего класса. По сути, от первоначального крейсера там остается только силуэт, а в реальности – это совершенно новый боевой корабль, – говорит он.

Российский ВМФ не всегда обладает ресурсами, достаточными для того, чтобы “исторические” корабли получали новую жизнь. Чаще отправленные в отставку корабли либо отправляются под резак, либо просто ржавеют на корабельных кладбищах.

Отдельные “ветераны” удостаиваются чести продолжать работать в качестве военно-морских или исторических музеев. Это и всем известные крейсер “Аврора” и ледокол “Красин” в Петербурге, и менее известные крейсер “Михаил Кутузов” в Новороссийске, миноносец “Беспокойный” в Калининграде или катер “Гаситель” в Волгограде.