ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Скрипаль 2.0: как убийство грузинского чеченца может навредить российско-германскому саммиту

© Коллаж/Снег.TV

Обвинения в адрес Москвы, что ее агенты замешаны в убийстве в Берлине гражданина Грузии,  не смогут омрачить намеченную на 9 декабря встречу президента Владимира Путина и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Об этом заявил журналистам пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.

Ранее The Wall Street Journal сообщила, что немецкая прокуратура склоняется к тому, что убийство 40-летнего гражданина Грузии в Берлине может быть связано с Россией.

О возможных связях подозреваемого в берлинском убийстве с российскими спецслужбами говорилось и в совместном расследовании издания The Insider, международной группы журналистов Bеllingcat и немецкого издания Der Spiegel.

МИД России называл публикации об этом домыслами.

Убийство произошло 23 августа. В берлинском районе Моабит к гражданину Грузии (этническому чеченцу) Зелимхану Хангошвили подъехал на велосипеде человек и несколько раз в него выстрелил. Мужчина скончался на месте. По данным немецких следователей, стрелявшим оказался 49-летний житель Санкт-Петербурга с загранпаспортом на имя Вадима Соколова.

Расследователи The Insider и Bellingcat также назвали возможное настоящее имя подозреваемого: Вадим Красиков, 54 года.

Несмотря на старания Кремля не раздувать эту историю, Германия 4 декабря ​объявила персонами нон грата двух сотрудников посольства РФ в Берлине. В МИД ФРГ заявили, что Берлин оставляет за собой право принять новые меры”, если Россия не будет сотрудничать в расследовании убийства.

Он вам не Скрипаль

Тем не менее, это происшествие вряд ли повлечет какие-то серьезные осложнения в отношениях двух стран, уверен директор Российско-германского форума, член Германского совета по внешней политике (DGAP) Александр Рар.

Силы, которые заинтересованы помешать Ангеле Меркель дружить с Владимиром Путиным, есть как в самой Германии, так и в НАТО. Это хорошо видно на нынешнем саммите блока, где сторонники сотрудничества с Москвой чуть ли не дерутся со сторонниками сдерживания России. Но убийство в Берлине слишком мелкомасштабное для того, чтобы как-то повлиять на германо-российский диалог, – сказал он СНЕГ.TV.

Хотя внешняя канва моабитского убийства внешне чем-то схожа с покушением на Сергея Скрипаля в Лондоне (и за это сразу ухватилась немецкая бульварная пресса), этим сходство и ограничивается.

Скрипаль был подданным Великобритании, а Хангошвили даже статуса беженца в Германии не получил. По сути, его убийство никоим образом не вредит никаким интересам Германии. Его могли с таким же успехом убить в любой стране мира. Более того, сами же немецкие власти когда-то внесли Хангошвили в список международных террористов за участие в боях на стороне чеченских сепаратистов, – напоминает он.

То ли эхо чеченской войны

О том, что в ФРГ кто-то пытается “испортить воздух” на саммите Меркель и Путина, говорит в первую очередь совпадение по времени намеченных переговоров и заявления германской прокуратуры. Как-будто кто-то нарочно приберегал на удобный случай инцидент, случившийся почти четыре месяца назад и почти навреняка связанный со сведением счетов 20-летней давности.

Есть силы, для которых важно поссорить Берлин и Москву, и если для того нет серьезного повода, то надо использовать хотя бы такое чисто криминальное происшествие. Власти ФРГ просто закрыть глаза на это не могут. Но и ссориться с Москвой из-за убийства третьестепенного грузинского чеченца тоже не повод. Поэтому Берлин и выбрал такой “минимальный” ответ, как выслать двух российских дипломатов, – говорит Рар.

Хангошвили – участник второй чеченской войны и бывший сотрудник антитеррористического департамента МВД Грузии. Поэтому есть версия, что заказать убийство могли власти Чечни – но поскольку формально Чеченская республика является частью РФ, отвечать за него по международному праву должна Россия.