ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Жизнь в минусе: кредиты затянули россиян в трясину

© Коллаж/Снег.TV

Долговая нагрузка по кредитам, взятым россиянами, достигла максимума с 2014 года, следует из статистики ЦБ РФ.

На 1 сентября объемы долгов граждан РФ достигли 5,8% ее ВВП. На 1 сентября банковские кредиты имели 54% занятого населения России.

В июле глава МЭР Максим Орешкин заявлял, что объем невозвратных кредитов достиг 3% ВВП и что около 70% заемщиков испытывают трудности с погашением долгов перед банками и микрофинансовыми организациями. 

На обслуживание долга заемщики в среднем выделяют 10,6% ежемесячных доходов. В начале 2014 года эта цифра составляла 10,4%.

Сама по себе эта цифра ни мала и не велика. Среди россиян уровень закредитованности пока все же не какой-то из ряда вон выходящий.

Самый высокий уровень этого явления — в США и Японии, где десятки миллионов заемщиков имеют по полтора десятка кредитов одновременно и постоянно берут новые, только чтобы погасить старые.

Тревожит то, что две трети должников имеют необеспеченный потребительский кредит или задолженность по кредитным картам.

Они оплачивают банковскими займами текущие расходы или покупки, на которые на хватает зарплаты и накоплений – то есть живут постоянно “в минусе”.

Половину безнадежных должников составляют люди, финансовая ситуация которых ухудшилась уже после того, как они взяли кредит. Вторую половину — те, кто изначально не понимал, какие обязательства они на себя берут, говорит сотрудник Санкт-Петербургской организации по защите прав потребителей Анатолий Гайворонский.

Основную массу безнадежных должников составляют пенсионеры, которые брали кредиты, чтобы перекантоваться до выплаты пенсии, не понимая, какие суммы им придется возвращать заимодавцам. Достаточно три месяца не выплачивать по кредиту, чтобы человека затянуло в долговое болото безнадежно, – объясняет он

Рост кредитования вопреки падению доходов населения на самом деле имеет определенную логику, говорит замруководителя отдела рейтингов кредитных институтов Михаил Доронкин.

Рост числа и объема кредитования не противоречит тенденции на падение доходов населения, а скорее ее подтверждает. Потому что не исключено, что это не новые кредиты, а рефинансирование старых, поскольку из своих денег заемщики по-прежнему не в состоянии их вернуть, – сказал он СНЕГ.TV.

Некоторое облегчение для заемщиков, правда, пришло от ЦБ РФ, который весной снизил ставки по кредитам, и тем сделал долговую нагрузку менее тяжелой.

Из-за того, что кредиты подешевели, “вторичные” заемщики при рефинансировании получают ощутимое облегчение долгового бремени. Да, их доходы не выросли или даже упали, но ставка кредита упала еще сильнее, то есть такие заемщики оказались в лучшем положении, чем когда брали первичный кредит,– говорит эксперт.

МЭР и Минфин все последние месяцы пытаются ограничить выдачу потребительских кредитов так называемым кредитным самоубийцам — людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации и заведомо не смогут расплатиться с банком.

Но, судя по отмеченной ЦБ тенденции на реальном рынке потребкредитования, проблема состоит не столько в том, что кредиты берет всё больше люде, а в том, что новые кредиты набирают люди, уже имеющие долги.

В первой половине 2019 года розничное кредитование стало единственным двигателем экономического роста, в основе которого лежал рост частного потребления на 2,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Надо очень четко разделять две категории заемщиков, потому что и подход к их проблемам должен быть совершенно различным, соглашается эксперт Институт социального анализа и прогнозирования Александра Бурдяк.

Есть люди, которые влазят в долги потому, что они из кожи вон лезут, чтобы пустить окружающим пыль в глаза: покупают дорогие телефоны, закатывают свадьбы на триста человек или как-то иначе растопыривают пальцы. Таких, по правде говоря, не жалко – если человек не хочет жить по средствам, не умеет свои хотелки ограничивать, пусть его это заставит сделать жизнь,– сказала она СНЕГ.TV.

Однако такие «выпендрежники» все-таки составляют меньшинство кредитных должников, основной массе которых просто некуда себя еще дальше ограничивать, и они берут кредиты (в том числе с обманчивой приставкой «микро»), чтобы просто не протянуть ноги.