ЕДА ЖИЗНЬ

Горькие помидоры: за продовольственные контрсанкции россияне заплатили из своего кармана

© Коллаж/Снег.TV

Около 445 млрд рублей в год теряют российские потребители изза введенного в 2014 году эмбарго на импорт продовольственных товаров из ЕС и США.

В сумме за пять лет после введения контрсанкций россияне переплатили 2,65 трлн рублей (в ценах 2013 года).

Запрет на импорт продуктов из западных стран был введен Кремлем в ответ на санкции, наложенные на РФ после аннексии Крыма весной 2014 года.

Подсчитали – прослезились

По подсчетам РАНХиГС и ЦЭФИР, 84% этих сумм перешло на счета отечественных производителей (в основном свинины, птицы и помидоров). Три процента получили иностранные поставщики из “невраждебных” стран (Белоруссия, Аргентина, Швейцария, Уругвай и Чили). Еще 13% попали в разряд чистых убытков.

Российские помидоры, мясо птицы и свиней в сумме экономят потребителям около 75 млрд руб в год.

Нетто-убыток по всем группам продовольствия (кроме упомянутых помидоров, свинины и птицы) в общей сумме 2,22 трлн руб связан с тем, что цены отечественных производителей оказались выше, чем были у запрещенных импортеров.

В пересчете на человека, чистый убыток составляет примерно 3000 рублей в год или 250 руб в месяц.

Такая сумма не кажется слишком большой платой за патриотическую романтику для граждан, чьи доходы достаточно велики. Но для тех 20-ти миллионов россиян, кто вынужден считать каждую копейку, “крымский налог” в размере 250 руб в месяц тянет весьма чувствительно: это стоимость примерно недельной продуктовой корзины с минимальным “набором для выживания”.

Соавтор исследования, профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова говорит, что его результаты показывают неэффективность отечественной экономики – или, как минимум, ее сельскохозяйственного сектора.

Импортозамещение подразумевает, что отечественный производитель выиграет из-за устранения внешней конкуренции, и так оно, в целом, и произошло. По целому ряду товаров пищевая промышленность смогла запустить производства, которые простаивали до введения эмбарго из-за того, что их продукция не могла конкурировать с импортными аналогами, – сказала СНЕГ.TV профессор.

Однако то, что импортозамещение хорошо для производителя, совсем не означает, что оно приносит пользу потребителю. Как показало исследование, все оказалось с точностью до наоборот.

Производитель ведь, объяснимо, эгоист. Ему до лампочки состояние дел в экономике за пределами его предприятия. Ну максимум, за пределами его товарного сектора. И если его продукт на мировом рынке стоит, скажем, 10 долларов, а его собственный – 15, то зачем ему снижать себестоимость при отсутствии зарубежного конкурента? – говорит Волчкова.

Те 13% безвозвратных потерь, которые понесли российские потребители в результате аврального, безграмотного, политически мотивированного импортозамещения, как раз и вызваны запуском неэффективных производств, которые только и могут существовать на монополизированном рынке.

Не там ищите

Еще в 2017 году никто иной как вице-премьер РФ Игорь Шувалов спохватился, что контрсанкции снижают конкуренцию на внутреннем рынке. После их отмены российские производители могут столкнуться с трудностями, но административных инструментов по их поддержке уже не будет, предупреждал он.

Но какими инструментами власти России надеются заставить производителей стать конкурентоспособными, не понятно до сих пор, говорит бывший директор Института экономики и финансов, кандидат экономический наук Валерий Сенков.

Грамотная протекционистская политика — а контрсанкции как раз элементом протекционизма и являются — должна целиться в конкретные отрасли экономики, а не быть разборосана наобум. У нас же именно так и произошло: контрсанкции придумывали в спешке, без тщательного анализа последствий, буквально „на коленке“. Они дали определенную поддержку некоторым отраслям сельского хозяйства, но в целом оказались что мертвому припарка, — сказал он.

Если уж правительство хочет сделать российскую экономику конкурентоспособной, оно должно в качестве первого шага устранить те факторы, которые делают ее неконкурентоспособной, и для этого западные санкции никак не могут служить помехой, продолжает Сенков.

Контрсанкции были на сто процентов политическим ходом для того, чтобы показать гражданам, что мы не позволим себя бить безответно. Экономического смысла в них – ноль, – говорит эксперт.

Если уж правительство хочет сделать российскую экономику конкурентоспособной, оно должно в качестве первого шага устранить те факторы, которые делают ее неконкурентоспособной.

Что мешает вернуть колоссальные средства из оффшоров? Что мешает ввести запретительный налог на вывоз капитала и валюты за рубеж? Это ведь было бы то же самое импортозамещение, только не в отдельных узких секторах, а всей экономики в целом, – указывает Сенков.

1 комментарий

Комментировать

  • Сколько можно душу травиит надо не писать а действовать молодеж пусть власть берет в свои руки а то старые уже из ума выжили