ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Оппозицию выставили на деньги: смогут ли власти «выбить» миллионы из лидеров протестов

© Коллаж/Снег.TV

Организаторы протестных акций в Москве «должны» уже 14 млн рублей различным организациям, которые заявляют, что митинги нанесли ущерб их экономическим интересам.

Иски к Владимиру Милову, Алексею Навальному, Олегу Степанову, Ивану Жданову, Юлии Галяминой, Александру Соловьеву и Илье Яшину предъявлены рестораном «Армения», Мосгортрансом, ГБУ «Автомобильные дороги», метрополитеном и ООО «М.Такси коммуникации».

Создается ощущение, что транспортные организации хотят одним камнем убить и второго зайца: те, кто не подавал иски по прямому распоряжению властных органов, пытаются таким образом подлизнуться к городской власти. Можно ожидать, что вышеназванные исковые требования – не последние, лавина сдвинулась.

Противопоставить этому мощное общественное “фу” нереально по нескольким причинам.

Во-первых, само протестное движение не настолько общенародное (что бы ни писали в соцсетях его сторонники), чтобы “фу” этих сторонников сколь-нибудь смутило истцов.

Во-вторых, если таким истцам как ресторану “Армения” можно хотя бы попытаться подпортить реноме массовой засылкой отзывов о тараканах в лавашах, то подвергнуть остракизму метрополитен не получится по сугубо бытовым соображениям: бойкотировать метро могут себе позволить только те, кто им и так не пользуется.

Максимум, что остается протестующим – писать маркерами вагонах антивластные лозунги, что, впрочем, тоже остается на уровне не более чем удовлетворения собственных эмоций, так как адресаты таких посланий в метро последний раз ездили году так в 1991-м.

Прецедент, когда неугодных политических лидеров пытались вывести из игры, “ударив рублем”, в новейшей истории России уже был, напоминает основатель Школы местного самоуправления Наталия Шавшукова.

В 2008 году Союз Правых Сил был вынужден возвращать в казну государства деньги за бесплатный телеэфир, так как партия не прошла в Госдуму и поэтому была обязана вернуть аванс. Но сейчас оппозицию решили “банкротить” не от имени государства, а руками отдельных организаций, – сказала она СНЕГ.TV.

Тем не менее, рука государства видна в кампании по востребованию “убытков” с оппозиции невооруженным глазом, просто из списка истцов, считает она.

Три иска поданы от лица государственных предприятий или монополистов, а коммерческие предприятия пытаются таким способом показать, что они не солидарны с оппозицией и тем заработать себе “политическую страховку” на случай, если их самих придут банкротить. Но руководители таких организаций очень недальновидны – потому что финансовые проблемы преходящи, а репутация “подлизчиков” нынешнего режима к этим компаниям приклеится навсегда, – считает Шавшукова.

По ее мнению, некоторые из поданных исков шиты белыми нитками – в первую очередь, от Московского метрополитена. И если суд будет объективен, то такой иск не имеет перспектив. Хотя формально подать какой-угодно иск к кому-угодно все ситцы имеют право, подчеркивает она.

О каких убытках может говорить метрополитен, если благодаря акциям протеста в центр Москвы в эти дни приехало на несколько десятков тысяч людей больше, чем в обычный день? Метрополитен наоборот должен спасибо сказать оппозиции за увеличение пассажиропотока! – говорит активист.

Что все эти иски подаются по намеку из мэрии Москвы, видно из нелогичности некоторых из них, в первую очередь, от метрополитена, соглашается сопредседатель движения “Солидарность” юрист Петр Царьков.

Есть ощущение, что цель этих исков – не просто разорить оппозиционных лидеров и сделать их пример предупреждением всем будущим оппозиционерам. Не исключено, что власти хотят подбросить Следственному Комитету материалы, которые позволят отяготить вину оппозиционеров, приписав им не только организацию массовых беспорядков, но и нанесение материального ущерба в крупном размере – то есть добавить к политической статье еще и экономическую, – сказал он СНЕГ.TV.

Есть еще одна “ловушка”, которую власти могут заготовить для оппозиционных политиков с использованием “экономических” исков, предупреждает юрист.

Совершенно очевидно, что для частных лиц, в отношении которых поданы иски, такие суммы совершенно неподъемные. Этим ответчиков как бы подталкивают доказывать в суде, что акции протеста были не делом рук каждого из них по отдельности, а что это был организованный протест. Но если ответчики это признают, здесь уже один шаг до квалификации их деяния как совершенных в составе организованной группы по сговору. А это – отягчающее обстоятельство, – предупреждает юрист.

Пока же, продолжает Царьков, речь идет об исках юридических лиц к физическим лицам, что является совершенно обычной юридической практикой. Можно предвидеть, что эти иски будут удовлетворены при предъявлении минимального набора доказательств.

Если истец предоставит финансовые документы, из которых будет видно, что его прибыль 26 и 28 июля была такой-то, а 27 июля, в день митингов, на миллион рублей ниже, то для суда это является необходимым и достаточным доказательством правоты истца. А вот откуда ответчики возьмут деньги на выплаты – вопрос другой. Не исключено, что их с миру по нитке будут собирать через соцсети сторонники оппозиционеров, как это случалось раньше, – предполагает он.