ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Днепр наш: власти Крыма потребовали от Киева вернуть днепровскую воду

© Коллаж/Снег.TV

Украина не имеет права перекрывать оросительные каналы, ведущие из Днепра в Крым, заявил вице-премьер региона Георгий Мурадов.

Он обосновал это тем, что Днепр начинается на территории России, под Смоленском, поэтому Украина является только транзитной страной для его вод.

Прежде чем войти на территорию Украины, Днепр также протекает через Белоруссию. Правда, авторы идеи упускают тот факт, что на территории России расположен только исток, а основной водосбор реки происходит уже не на территории других стран, но тут очевидно, что претензия носит не научно-технический и даже не хозяйственный, а политический характер.

После того, как Россия присоединила Крым в 2014 году, украинские власти закрыли Северо-Крымский канал, обеспечивающий 85% потребностей полуострова в пресной воде.

Заявление Мурадова является частью непрерывной “войны претензий” между Симферополем и Киевом, сказал СНЕГ.TV крымский политолог Владимир Джаралла.

Такие заявления делаются не в надежде, что они возымеют практический результат, а для того, чтобы подразнить противную сторону – в данном случае, украинских националистов, да и реалистов тоже. Потому что переход Крыма в состав России вызвал целый ряд имущественных споров, которые ущемляли в первую очередь интересы крымчан, – сказал он.

“Водная блокада”, которую Киев ввел в отношении отсоединенного региона, ударила в первую очередь по сельскому хозяйству степной части полуострова, которое без искусственного орошения сразу же превратилось в зону рискованного земледелия.

Объемы воды, которые поступали в Крым через канал от Днепра, невозможно компенсировать никакими искусственными водоводами – экономически это будет то же самое, что поливать посевы золотом. Поэтому у крымских аграриев выход видится один: перейти на возделывание культур, которые не нуждаются в обильном поливе, – говорит Джаралла.

Что касается снабжения населения полуострова питьевой водой, то здесь Крым более самодостаточен – как за счет артезианских скважин, так и благодаря водоснабжению из горных рек, стока которых более-менее хватает для бытовых нужд крымчан.

Нынешнее же заявление Мурадова в Киеве с восторгом воспримет та часть политического спектра, кто настаивает на продолжении жесткой линии в отношении России в целом и Крыма в частности.

Националисты обязательно укажут на то, что блокада Крыма приносит свои плоды, раз руководство автономной республики делает такие отчаянные заявления, – полагает политолог.

Заявление крымского вице-премьера в Киеве проигнорировать вряд ли смогут, ожидает политолог Крымского института политических коммуникаций Иван Мезюхо.

Георгий Львович – не рядовой чиновник, он по своим функциям – в некотором смысле “глава дипломатии” республики Крым. И хотя в Киеве не хотят признавать, что регион уже давно стал частью России, это проблемы Украины, а не Крыма, – сказал он СНЕГ.TV.

В Крыму в самом деле существует дефицит пресной воды для сельскохозяйственных нужд, но он не настолько критичен, чтобы ради решения этой проблемы поступаться принципами, считает эксперт.

Крым же как-то вел сельское хозяйство до строительства Северо-крымского канала. Здесь выращивали засухостойкие культуры – табак, виноград. И аграрии сейчас тоже ищут варианты перехода на такие культуры, и технологии их возделывания при минимуме полива, – говорит он.