ВОЕННОЕ ДЕЛО ЖИЗНЬ

Северный завоз: почему Пентагон засматривается на российскую Арктику

© Коллаж/Снег.TV

Пентагон объявил конкурс на исследования территорий в пределах Северного полярного круга, куда вошли, в частности, такие районы России, как остров Колгуев, ЯНАО, Кольский полуостров, Северная Земля, Саха-Якутия и Новосибирские острова.

Минобороны США хочет получить подробную информацию “на случай экстренной ситуации” о том, откуда в эти регионы поставляются бутилированная вода, еда, одежда, нефтепродукты и медицинские препараты, а также информацию о наличии в каждом из этих мест природных ресурсов и материалов.

Кроме того, Пентагону требуется список наиболее используемых портов, дорог, железнодорожного сообщения и аэропортов.

Такой интерес Пентагона к состоянию российской инфраструктуры в Арктике вызван тем, что США “поздно хватились”, говорит глава Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.

США десятилетиями держали Арктику “на периферии сознания”, интересуясь куда больше даже Антарктидой, не говоря уже про Ближний Восток и Тихий океан. И вдруг американцы с удивлением обнаружили, что за это время Россия неплохо обустроилась за Полярным кругом, и США оказались в непривычном для себя положении догоняющего, – сказал он СНЕГ.TV.

Интерес Пентагона к состоянию логистических маршрутов и путей снабжения арктических регионов вызван тем, что основные получатели таких грузов в Арктике – это российские военные базы и промышленные объекты.

Пентагон и ЦРУ могут непосредственно не знать, какие военные контингенты и в каком количестве Россия держит в Арктике. Но это можно предположить и более-менее точно вычислить, зная объемы продовольствия, воды, медикаментов и прочих поставок, которые направляются в этот регион, – говорит Михайлов.

Наконец, зная маршруты снабжения потенциального противника, каковым для США является Россия, можно перерезать пути такого снабжения в случае тех самых “экстренных ситуаций”, о которых упоминается в заказе Пентагона подрядчикам.

Непонятно, откуда в Арктике могут взяться такие экстренные ситуации, если только не по инициативе тех, кто такие исследования заказывает, полагает замдиректора института географии РАН Аркадий Тишков.

Те опорные точки, которые Россия сейчас воссоздает в Арктике, это не сеть военных баз. Это точки для освоения региона, обеспечения транспортных коммуникаций, Северного морского пути, рыболовства, метеостанций, добычи природных ресурсов. И естественно, что эти коммуникации и точки надо охранять, в том числе и вдоль морской границы, — сказал он.

Но надо понимать, что это все-таки Арктика, и ее освоение должно походить во всеоружии, в буквальном и переносном смысле, добавляет Тишков.

Восстановление российских баз на Земле Франца-Иосифа, на Новой Земле, на островах Котельный и Врангеля — это естественные процессы, и их надо воспринимать не как милитаризацию Арктики, а как возвращение туда России, — заключает он.


Помимо российских территорий, в перечень Пентагона вошли также Гренландия, Канада, Норвегия, Швеция, Исландия, Финляндия, и даже “родная” Аляска.