ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

«Революция вместо выборов»: власть и оппозиция не смогут договориться никогда

© Коллаж/Снег.TV

Власть не намерена миндальничать со своими противниками, если те сами не готовы искать с ней компромиссы – это становится ясным по реакции московской мэрии на протесты из-за недопуска к выборам в Мосгордуму независимых кандидатов.

Главное следственное управление СКР по Москве начало уголовное дело о “массовых беспорядках” (как назвал мэр Сергей Собянин протесты граждан), имевших место 27 июля.

Такая характеристика, данная столичным мэром, имеет далеко идущие последствия для тех, кому она адресована, и может грозить лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

Суды тем временем арестовывают независимых кандидатов по конвейерному принципу, кого на семь суток, кого на 30. Одного из оппозиционеров задержали прямо на выходе из мэрии, куда он приезжал согласовывать митинг на 3 августа.

Некоторые любят пожестче

Складывается ощущение, что на этот раз для оппозиции такая жесткая реакция московских властей более выгодна, чем если бы власти пошли на компромисс, полагает заведующий кафедрой общей политологии ВШЭ Леонид Поляков.

Оппозиция несколько недель до 27 июля проводила митинги, на которых звучали довольно обидные для власти лозунги, но власть на это никак не реагировала. Даже после 27 июля мэрия не отказала организаторам протестов в проведении новых акций, предложив им для этого проспект Сахарова, – напомнил он.

Московские власти вообще проявляют себя сейчас более договороспособными, чем ее оппоненты, которые отчетливо радикализируются, говорит политолог.

Оппозиция ведет с властями разговор с позиции “всё или ничего”, или митинг на Лубянке или нигде, и это преднамеренная позиция. То есть конфликт накручивается именно со стороны протестующих. Есть ощущение, что этим людям такого исхода хотелось изначально, – считает Поляков.

В политтехнологиях существует прием, известный как “революция через выборы”: когда оппозиция объявляет их результаты подтасованными и на этом основании идет свергать власть.

Сейчас же в Москве, по мнению Полякова, оппозиция пытается использовать технологию “революция вместо выборов”.

Судя по поведению некоторых кандидатов, их целью является не утверждение предоставленных подписей, а наоборот – чтобы избиркомы эти подписи забраковали, и это дало бы основания оппозиции устроить протесты еще до выборов. Может быть, часть кандидатов сознательно допустила брак в подписных листах, чтобы создать повод для последующих протестов, – предполагает эксперт.

А он, мятежный, просит бури

Задачей московских властей сейчас является разделить оппозицию на радикальную и умеренную, чтобы “выключить” из политического процесса первую и перехватить повестку дня второй, считает ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

Для власти важно не подавить протест силой – ведь это только придаст оппонентам флер мучеников, а сделать так, чтобы он “сдулся” сам собой и желательно задолго до дня выборов, – сказал он СНЕГ.TV.

Именно поэтому власти соглашаются (на своих условиях, но тем не менее) разрешать оппозиционные митинги, поскольку для умеренной части оппозиции это выглядит как уступка со стороны мэрии, и этим же одновременно отсекается радикальная часть протестов.

Самое интересное, что и власть, и оппозиция превосходно понимают “правила игры”, только первая старается заставить оппонентов по ним играть, а те пытаются эти правила нарушить, говорит политолог.

Это борьба за эффект запретного плода. Если митинг запрещен, то на него магнитом потянутся даже те, кто при прочих равных остался бы дома. Абсолютно точно, что подростки, например, не пойдут на разрешенное мероприятие, потому что с их точки зрения “разрешенный протест” – это оксюморон, – говорит Абзалов.

Какими бы щедрыми ни были предложения московской мэрии по части организации митингов, радикальное крыло протестующих будет отвергать любые компромиссы и предложения властей: для этой части оппозиции любой шаг по правилам, предложенным противниками – это kiss of death, поцелуй смерти.