ЖИЗНЬ

Кафкианская Россия: еще один журналист-расследователь попал под пресс МВД

© Коллаж/Снег.TV

Вас могут привлечь к уголовной ответственности лишь на том основании, что вы – тезка и однофамилец человека с уголовным прошлым.

Это не эпизод из произведения Кафки, а совершенно реальная история, происходящая в эти дни с журналистом агентства “Росбалт” Александром Шваревым.

Чем-то она даже похожа на недавнюю громкую историю с журналистом “Медузы” Иваном Голуновым. В обоих случаях журналисты, ведущие расследования в отношении высокопоставленных лиц, становятся объектами неправомерных действий со стороны “правоохранителей” (без кавычек в этом контексте никак не обойтись).

Схожи обе ситуации еще и тем, что в первом случае обвинения в отношении журналиста были сняты, во втором – никаких обвинений или подозрений в адрес Шварева не выдвинуто вообще, и поэтому произошедшее с ним похоже на заурядное запугивание.

Об этой ситуации сначала рассказала в своем Фейсбуке коллега журналиста Анна Семенец.

По словам Анны, сотрудники МУРа провели обыск в квартире Шварева, при этом два факта делают ситуацию в высшей степени абсурдной. Первый – ордер на обыск в квартире Шварева был выписан на имя другого лица (!!!), живущего в другом регионе (Костроме) и родившегося в другой год. Единственное, что объединяет журналиста и ране судимого костромчанина – то, что они полные тезки.

Для суда, выдавшего ордер на обыск, последнего обстоятельства оказалось достаточно.

В ГУ МВД России по городу Москве не смогли оперативно дать комментарий СНЕГ.TV Связаться с самим Шваревым в понедельник не удалось. Но второй фактор, делающий ситуацию кафканианской, СНЕГ.TV раскрыл адвокат журналиста Игорь Бушманов.

К Швареву в прошлом декабре пришли сотрудники МУРа и, ничего не объясняя, устроили обыск. Что именно они искали и на каком основании – они не известили. Но изъяли, как водится, все электронные носители информации и почему-то – иконы, которые Шварев коллекционирует, – рассказал юрист.

Адвокат предполагает, что одна из публикаций Шварева в 2018 году вызвала недовольство депутата Госдумы Андрея Скоча. В этой статье он упоминается в контексте дела уголовного авторитета Шакро Молодого (в миру – Захария Калашова).

В декабре 2018 года в связи с той же публикацией иск к Росбалту подал бизнесмен Алишер Усманов, деловой партнер Скоча, и в апреле сотрудники МУРа провели обыски в московском офисе “Росбалта”.

21 марта 2019 года суд в Белгороде встал на сторону Скоча и потребовал журналистов удалить материалы.

Сейчас Александр Шварев через своего представителя перешел в контратаку: адвокат в пятницу обжаловал постановление об обыске в двух квартирах журналиста.

Когда сотрудники МВД подавали запрос в суд о проведении обыска, они скрыли, что Шварев является журналистом. Сам обыск проводился с угрозами в адрес не только самого Шварева, но и его родственников и даже детей, – рассказывает Бушманов.

Адвокат в мае обратился в прокуратуру и Следственный Комитет с требованием принять меры прокурорского реагирования на факт незаконного и неэтичного обыска и фальсификацией доказательств, ст. 144 УК (воспрепятствование законной деятельности журналиста) – но на 17 июня никакой реакции не последовало.

Также Шваревым было подано заявление в ГУСБ МВД РФ, и там, по словам Бушманова, проверка начата.

Адвокат подчеркивает, что Швареву формально не присвоено никакого процессуального статуса – он не проходит ни как подозреваемый, ни как свидетель.

Создается ощущение, что в отношении независимой прессы начата полномасштабная охота – имеющая целью, возможно, даже не конкретных журналистов, а СМИ в целом – чтобы другим неповадно было.

4 комментария

Комментировать