ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

«Партия короны» отступает, но не сдается: что стоит за снятием с рассмотрения закона о QR-кодах?

Тотальная куаркодизация всея Руси отменяется. В конце прошлой недели объявлено о том, что рассмотрение во втором чтении правительственного законопроекта о QR-кодах откладывается на неопределенный срок – «с учетом неопределенности развития эпидемиологической ситуации». На самом деле ни о какой «неопределенности» говорить не приходится: «Омикрон» стремительно надвигается и самое время бить тревогу по поводу очередной волны инфекции. Ну или по крайней мере признать, что повсеместное  внедрение цифровых сертификатов здоровья больше не считается панацеей от коронавируса. Напомним — еще раньше был отложен в долгий ящик законопроект о введении QR-кодов на транспорте, его даже в первом чтении не успели принять. Теперь бы еще понять — а что это вообще было, с QR-кодами?

Рано  радоваться

Противники QR-кодов из рядов системной оппозиции  празднуют победу, но на самом деле рано радуются: злополучные «сертификаты имунного статуса» по-прежнему с нами и никуда не делись. Просто право их вводит и отменять решили сохранить за регионами. Такая практика действует уже несколько месяцев и очевидно, что бури протестов не последовало. Разумеется, строгость законов традиционно компенсируется необязательностью их исполнения, но тут уж кто как справляется. Главное, что федеральной власти до сих пор не приходилось  брать на себя ответственность за непопулярные, в целом, меры. Ну и, по всей видимости, в ближайшей перспективе тоже не придется. В такой ситуации стоит скорее спрашивать -а зачем вообще нужно было заморачиваться приведением  федерального законодательства в соответствие со сложившейся практикой? Увы, пока ответ на этот вопрос может дать только разве что конспирология. Можно предположить например, что  «санитарное лобби» (то есть чиновники соответствующих ведомств и связанные с ними бизнес-кланы, чье влияние в условиях пандемийной повестки резко усилилось) пыталось таким образом документально закрепить набранный политический вес и основы растущего благосостояния.

Годзилла против Чужого

Как учит социолог и автор теории сословного строения российского общества Симон Кордонский,  Россия — это ресурсное государство, для которого экономическое развитие вторично по отношению к деятельности по выявлению и нейтрализации угроз. В соответствии с перечнем этих угроз распределяются  ресурсы — такие, как власть, финансы, сырье и информация. А также формируются сословия — то есть группы людей, ответственные за отражение определенных типов угроз. Чем значимее угроза, тем больше ресурсов выделяется на ее нейтрализацию и тем больше людей задействовано в соответствующих структурах, тем выше статус сословия — собственно, так и  возникают корпорации по освоению ресурсов. Не трудно догадаться,  что они естественным образом заинтересованы в нагнетании угроз для поддержания сложившегося потока или его увеличения. 

Структура  расходов отечественного бюджета  говорит о том, что расходы на оборону и национальную безопасность для российского государства традиционно являются приоритетными. Это  обеспечивает доминирование в обществе представителей сословия «силовики». А вот, например, здравоохранение и образование всегда находились в аутсайдерах. По крайней мере,  до недавнего времени. Но эпидемия коронавируса резко повысила ставки: в 2020 году бюджет здравоохранения вырос с 700 млрд руб. до 1,2 трлн руб,  а в прошлом году фактические расходы, по предварительным оценкам, составили уже 1,7 трлн.  До оборонного бюджета, конечно, еще не дотягивает  (там почти 4 трлн), но уже есть что на хлеб намазать.   Ну и не случайно эксперты уже вводят в оборот термин «фармократия» и поговаривают о том, что ее представители хотят «свою субвертикаль».

Партия короны

То есть нужно признать: в России внезапно образовалась  новая партия – «партия короны», и она  кровно заинтересована в том, что бы эпидемия не заканчивалась, а  длилась вечно — тогда под эту угрозу можно сформировать регулярный бюджет и отжать дополнительные полномочия (которые, как все понимают, есть источник коррупционной ренты). У «партии короны» эффективное лобби — например, в конце прошлого года правительство без особого шума утвердило национальный календарь прививок, и в календарь прививок по эпидемическим показаниям вошла прививка от коронавируса. В начале года ее пытались включить в национальный план прививок, который утверждает Госдума, но вынуждены были снять вопрос с рассмотрения — слишком большой шум поднялся. Новое решение означает, что вакцинация не стала обязательной повсеместно, но может быть введена  в неблагополучных регионах, для определенных групп риска. Как, например, это сделали на днях в Ульяновской области.

Политолог Илья Геращенков  не исключает, что  «партия короны» несколько ослабела на фоне более серьезных рисков, вроде возможности реального военного конфликта на Украине. Но пока выигран только бой, предупреждает он. Не исключено, что уже к концу января закон о  вернется, причем в гораздо  более жестком виде: в конце концов, срок исполнения  поручения президента — доработать поправки к законопроекту о ковид-сертификатах — истекает только 30 января.

Теги

Добавить комментарий

Комментировать