ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Цены на нефть рвутся к 100 долларам

Во вторник нефть подорожала до 87 долларов за баррель – максимальной цены с октября 2014 года. И это – далеко не предел, считают многие эксперты.

Текущий взлет нефтяных котировок в основном связан с атакой дронов на объекты нефтегазовой отрасли, а также малонаселенные районы вблизи аэропорта в Абу-Даби. Но подъем нефтяного рынка поддерживают и фундаментальные факторы. В частности, сохраняется довольно серьезный дефицит предложения.

Заразный, но не слишком смертоносный «омикрон» не так сильно снизил спрос на топливо, как «дельта», отмечают аналитики Goldman Sachs Group Inc. Они прогнозируют снижение запасов нефти в странах ОЭСР к лету до минимального уровня с 2000 года вместе со снижением резервных мощностей ОПЕК+ и ожидают подъема стоимости Brent до 100 долларов за баррель уже в третьем квартале 2022 года. Прогноз средней стоимости Brent на весь 2022 год увеличен с 81 до 96 долларов за баррель, на 2023 год – с 85 до 105 долларов за баррель.

Нехватка предложения на нефтяном рынке в ноябре 2021 года – январе 2022 года, по оценкам Goldman, составила 0,5 миллиона баррелей в сутки, что оказалось серьезнее предыдущих прогнозов банка. Эксперты объясняют это повышением спроса на нефть в качестве замены существенно подорожавшему за последнее время газу, а также высокой промышленной активностью в Китае и сокращением добычи в ряде стран ОПЕК+. Во втором квартале 2022 года предложение на нефтяном рынке, как ожидается, превысит спрос на 0,4 миллиона баррелей в сутки, что ниже сезонного уровня.

Еще более радикальный прогноз дает управляющий сырьевым хедж-фондам Даг Кинг, который угадал обвал цен на нефть в 2008 и 2014 годах. По его мнению, в ближайшие пять лет баррель Brent может подорожать и до 200 долларов. Сырьевая инфляция связана с проблемами на стороне предложения, а ее масштабы будут сильнейшими с 1970х, сказал Кинг в интервью Bloomberg.

ОПЕК+ постепенно увеличивает добычу нефти после резкого сокращения почти на 10 миллионов баррелей в день в 2020 году. Формально ежемесячная прибавка должна составлять 400 тысяч баррелей в день, но на практике на рынок поступает гораздо меньше нефти, указывает Кинг.

Из 23 стран ОПЕК+ только три – Саудовская Аравия, ОАЭ и ​​Кувейт – имеют реальные резервные мощности для наращивания производства. Даже Россия, возглавляющая ОПЕК+ вместе с саудовцами, не может качать намного больше. «Ни для кого не секрет, что Россия достигла или очень близка к своему максимуму. Если не в следующем месяце, то к апрелю у нее может не быть больше баррелей, чтобы дат рынку», – считает Кинг.

А вот старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам международного рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко фундаментальных причин для устойчивого роста нефтяных котировок пока не видит. По его мнению, сейчас нефтяной рынок выглядит перегретым, что отчасти обусловлено низкой вероятностью введения новых серьезных локдаунов из-за коронавируса. Спрос на нефть может довольно скоро достичь допандемического уровня, но если цены продолжат расти, это может негативно повлиять и на него, и на экономический рост, предупредил эксперт.

Теги