ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Права россиян под угрозой? Председатель Конституционного суда вспомнил о вечном, и это не к добру…

© Коллаж/Снег.TV

Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин заговорил о пределе в ограничении прав и свобод человека, перед которым рано или поздно окажется российское государство.  Вопрос не праздный: в процессе борьбы с пандемией мы, кажется, уже подошли очень близко к этому пределу. А ведь в ближайшей перспективе придется как-то «разруливать» еще и права граждан в экологической, информационной, репродуктивной сферах — ох, не зря беспокоится бессменный председатель Конституционного суда.

Радетель устоев

Впрочем, как раз у Зорькина, казалось бы, нет причин для волнения: в последние годы ведомый им Конституционный суд беспрекословно одобрял все правительственные нововведения, даже если они шли вразрез с правами и свободами российских подданных. Причем свободами не только политическими (например, фактический запрет на митинги КС благословил даже не единожды), но и социальными. Напомним, в декабре прошлого года КС признал не противоречащим Основному закону страны запрет на передвижение, если он вводится в пандемию. А потому что жизнь человека — «высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности», объяснил суд. И тогда получается, что введение административной ответственности за нарушение самоизоляции в период эпидемии — «приемлемый баланс между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина».

Одним словом, в заботе о санитарно-эпидемическом благополучии населения власти вправе творить любой беспредел — война, как говорится, все спишет. При таком подходе внезапная забота Валерия Дмитриевича о том, как бы государство не переборщило с «произвольным вторжением» в права человека, выглядит, мягко говоря, несколько надуманной. Ведь это тот самый Зорькин, который в 2017 году заявил, что защита прав человека не должна «подрывать нравственные устои общества и разрушать его религиозную идентичность»!   

Товарищ Зорькин, вы большой писатель

Тут нужно понимать, что статья Зорькина в «Российской газете» — это такой специальный жанр, в котором председатель КС работает давно и успешно. И нередко его рассуждения в этом издании становятся предвестником серьезных перемен. Ну, например, в 2010 году Зорькин рассуждал в «Российской газете» о пределе уступчивости и границах национального суверенитета. Смысл рассуждений сводился к тому, что не должен Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) указывать российским судам, как им соблюдать права человека. В итоге уже в 2013 году Конституционный суд разрешил российским судам, пересматривающим дела по решению ЕСПЧ, обращаться в КС с запросами о том, нужно ли это делать. В 2015 году КС решил, что аналогичным образом могут поступать президент или правительство России.

Ну а после принятия поправок к Конституции в прошлом году Конституционный суд получил право проверять на соответствие Основному закону страны решение любой международной инстанции. И не случайно в 2015 году, когда председатель КС в своей очередной статье начал славить крепостничество как главную духовную скрепу, все вздрогнули.

Хватит закручивать гайки

Если есть на свете вещь, в которой председатель КС убежден твердо и безоговорочно, то это примат общественного интереса над индивидуальным. С этой точки зрения он не видит принципиальной разницы между крестьянской  общиной и советским колхозом. Вполне возможно, она действительно была не столь велика. В любом случае, чтобы «переборщить» с государственным интересом так, что бы это озадачило председателя КС, нужно ну очень хорошо постараться. И, кажется, кому-то это сделать удалось.

Одной из ключевых причин русской революции  Зорькин считает отмену крепостного права. По его мнению, это была «главная скрепа, удерживающая единство нации». С ее исчезновением помещики получили возможность снять с себя ответственность за благосостояние крестьян, в результате недовольство низших классов непосредственно, без всяких амортизаторов, обрушилось на монархию. Возможно, Зорькин оказался способен усмотреть тут параллель с нынешним положением дел: процесс концентрации полномочий президента, завершившийся принятием «путинской Конституции», точно так же ведет к концентрации недовольства в одной точке — собственно говоря, этим и объясняется перманентно пикирующий рейтинг президента. То есть Зорькин Кремлю как бы осторожно намекает, что не стоит до упора закручивать гайки, а то ведь и резьбу сорвет…

Буревестник Зорькин

Кажется, в Кремле тоже  осознают «особенности российского менталитета», как это называет председатель КС. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя статью Зорькина, воспользовался его же аргументами: пандемия неминуемо приводит к поражению некоторых свобод граждан, потому что речь идет об угрозе жизни. Но важно сделать все, чтобы это минимизировать.

Проблема, однако, в том, что в действительности речь идет не о «некоторых свободах», а полной ломке сложившейся правовой парадигмы. Мир стремительно движется к «новой нормальности», предполагающей  отказ от свободы перемещения, потребления и даже от права распоряжаться собственным телом (крепостные скрепы, говорите?). И вряд ли этот переход будет спокойным: Зорькин не зря предупреждает. Если бы его еще услышали…

Добавить комментарий

Комментировать