ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Кого не спасет принудительная вакцинация: борьба с вирусом может стать губительной для системы

Коллаж/sneg.TV

Прививочная кампания продолжает испытывать на прочность российскую систему управления. Если на добровольном этапе вакцинации населения от коронавируса вскрылся острый дефицит доверия к власти, то переход в обязательную фазу рискует привести всю систему в состояние полного коллапса. По мере роста числа людей, которых вынуждают явиться на прививочные пункты, в регионах начали испытывать дефицит вакцины. Формально это объясняют логистическими издержками. Но, похоже, все не так просто. Усиливать принуждение, даже не имея в запасе достаточного количества вакцины, — это, по сути, политический «самострел», который можно объяснить только полной разбалансировкой всей системы. Привычка руководства бодро рапортовать об успехах на фоне фактических провалов сыграла с вертикалью российской власти злую шутку, обнажив абсолютно шизофренический характер происходящего.

Вакцины на всех не хватит

Судя по тому, что вопросами нормирования и производства вакцины занялся лично премьер Михаил Мишустин, дело действительно плохо. На прошлой неделе он поручил Минпромторгу представить помесячные планы выпуска вакцин основными производителями до конца 2021 года. Это означает, что до сих пор никаких определенных ориентиров по части производства вакцины просто не существовало, а бодрые заявления чиновников следует расценивать как слабо обоснованные (и это еще мягко сказано).

На самом деле они с самого начала путались в показаниях: если глава Минпромторга Мантуров обещал к январю 3,5 миллиона доз «Спутника», то Мишустин к январю-февралю — уже около 6,5 миллионов доз. Собянин же и вовсе анонсировал запуск в столице в начале этого года завода с производительностью десять миллионов доз в месяц, но о том, что это произошло, до сих пор не сообщалось. Похоже, проблема — в  состоянии промышленности, не способной оперативно решить такого уровня задачи. Но не только.

Кто не спрятался, Собянин не виноват

Для сравнения: в большинстве развитых стран графики вакцинации ориентировались прежде всего на имеющиеся возможности. Поэтому первыми прививки получили люди из категории наибольшего риска — пожилые и медработники, только потом круг вакцинируемых начали постепенно расширять. Без особых проблем, заметим: во Франции, например, очередь на вакцинацию растянулась аж до сентября.

Но это «вакцинация здорового человека», когда граждане доверяют государству, а государство — гражданам. В России же власти долгое время удовлетворялись исключительно наличием свободного доступа к вакцине, и только на пике третьей волны внезапно решили вместо традиционного для подобных ситуаций локдауна вводить принудительную вакцинацию, бессмысленную и беспощадную.

Это не вписывается ни в одну противоэпидемическую стратегию, зато позволят сэкономить на компенсациях, которые должны были получить запертые дома люди. Теперь если кто не спрятался — ни Собянин, ни Мишустин не виноваты. Издержки такого подхода целиком ложатся на гражданское население: вакцинировать намерены всех, без разбора, не принимая в расчет наличие противопоказаний, высокий титр антител и возможные осложнения. Последняя заданная Мишустиным установка — актуализировать эпидемиолого-математическую модель вакцинации, по которой так называемый коллективный иммунитет наступает с показателей 80-90% иммунизированного населения, — просто пугает. До сих пор и 60-70% считались уровнем вполне достаточным, и никто не объяснил, почему это так больше не работает.

Удар по рейтингам

Между тем вполне может оказаться так, что вакцина вообще ни от чего не защищает. Вирус живет по каким-то своим законам, и эта жизнедеятельность слабо зависит от усилий, предпринимаемых мировыми правительствами. Так, новая волна коронавируса началась в полностью привитом Израиле, зато в Индии, ставшей родиной опасного штамма «дельта», вспышка заболевания без видимых причин пошла на спад. А ведь наличием прививки там до сих пор может похвастаться только 5% населения.

Одним словом, вирус приходит и уходит, но вот принудительную вакцинацию россияне, которых вынудили буквально драться друг с другом за прививки, запомнят надолго. Костяшки этого социального домино могут уронить рейтинги власти похлеще пенсионной реформы. Эффект не обязательно проявится на предстоящих в сентябре выборах в Госдуму, тем более что площадка полностью зачищена от конкурентов, а трехдневное голосование «на пеньках» позволяет практически любую коррекцию итогов выборов. Но так или иначе он обязательно проявится: при сильной эрозии системы к обвалу может привести даже случайная нестабильность.

Теги

Добавить комментарий

Комментировать