ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Затяжные антикризисные меры грозят мировой экономике новым кризисом

коллаж/sneg.TV

Мировая экономика рискует перегреться, если антикризисные меры в ряде стран не начнут сворачиваться в ближайшее время, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на встрече министров финансов группы G20.

Экономическая политика по выходу из кризиса одних государств напрямую оказывает влияние на другие, пояснил глава российского Минфина. Некоторые страны на фоне ускорения инфляции уже приступили к нормализации денежно-кредитной политики, а другие сохранили меры экономического стимулирования.

Видим в этом риск для мировой экономики. Продолжительное сохранение антикризисных мер может привести к перегреву экономики с сопутствующим накоплением дисбалансов, — предупредил министр.

Сейчас важно как можно быстрее обеспечить нормализацию денежно-кредитной и бюджетной политики согласно темпам восстановления экономики и нарастания инфляционного давления, подчеркнул он.

О чем речь?

Для выхода из кризиса после пандемии мировые банки накачивают экономику деньгами, что приводит к росту инфляции, поясняет слова Силуанова руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Особенно от этого страдают развивающиеся рынки, куда этот эффект инфляции переносится. Самый простой и понятный пример — Россия, где инфляция в июне достигла 6,5%, тогда как в Европе и США показатель не превышает 3-3,5%.

Соответственно, растут мировые цены на сырье, продукцию АПК, практически на все. Центральные банки отдельных стран продолжают политику низких ставок, другие перешли к ужесточению денежно-кредитной политики, чтобы снизить темпы роста инфляции внутри своих стран. Это и есть дисбалансы, о которых говорит министр, — отмечает эксперт.

Перегрев мировой экономики означает рост денежной массы, которая не обеспечена реальной продукцией, реальными активами. То есть по мере того, как регуляторы все больше вбрасывают денег в экономику, увеличивается угроза роста финансового пузыря и, в ближайшей перспективе, финансово-экономического глобального кризиса, предупреждает аналитик.

Преждевременные страхи

Стоит ли говорить о необходимости сворачивания стимулирующих программ министру финансов страны, где к антикризисным мерам финансового характера всерьез еще и не приступали, иронизирует шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Вряд ли отсрочка арендных и налоговых платежей и льготные кредиты на зарплаты сопоставимы с теми масштабными вливаниями в экономику, которыми «баловались» ведущие страны, равно как и с реальными потерями отечественного бизнеса.  

Лишь буквально в последние несколько месяцев правительство вышло с программами субсидий аграриям и перерабатывающим заводам пищевой промышленности, по всей видимости, приходя к пониманию, что корневая причина роста розничных и оптовых цен — не мировые факторы, а огромные издержки собственных производителей, — указывает эксперт.

Так что говорить о перегреве российской экономики просто смешно. Но на самом деле на сегодня и разговоры о возможном перегреве мировой экономики весьма далеки от реальности, считает аналитик. По его словам, многие пострадавшие сектора даже в условно благополучных США и Европе, где уже растут спрос на рабочую силу и цифры занятости, по-прежнему нуждаются и в дешевых кредитах, и в государственных соинвестициях в развитие, и в выплатах дополнительных пособий для поддержания платежеспособного спроса на весь спектр продукции и услуг.

Говорить о перегреве применительно к западным экономикам можно сейчас только лишь имея в виду очень заметные скачки цен на недвижимость, стройматериалы, продукты питания, но это, скорее, вхождение в инфляционную спираль, от которой инвесторы ищут спасения в покупке того же жилья, но никак не перегрев в смысле темпов ускорения остальных производств. Причём бороться с инфляционными последствиями в большинстве стран мира правительства и центробанки предпочитают пока как раз не сокращая, а наращивая денежную массу, но только направляя её в пострадавшие точки потенциального роста экономики: сокращая издержки производителям и давая им средства на развитие, — рассуждает аналитик.

Безысходность или просто зависть?

Очевидно одно: пока те страны, которые активно используют стимулирующие программы, не готовы от них отказываться.

Буквально на днях председатель ЕЦБ Кристин Лагард заявила о максимальной «терпимости» к инфляции, о том, что ценам можно позволить вырасти выше обычных целевых уровней на время, правда, сохраняя программы скупки облигаций на 1,85 триллиона евро, и о продлении таких программ как минимум до середины 2022 года.

16 июня и представители Федрезерва США просигналили о сохранении большинства финансовых стимулов как минимум до конца 2023 года, хотя американская экономика восстанавливается сейчас едва ли не самыми быстрыми темпами среди ведущих экономик.

В Австралии, которая физически меньше многих стран пострадала конкретно от заболеваемости коронавирусом и чья экономика получила, скорее, опосредованный ущерб от снижения активности торговых связей, говорят о сохранении стимулов и вовсе аж до 2024 года.

Проблема в том, что других инструментов, кроме накачивания экономики деньгами, современная экономическая наука не имеет. Рано или поздно вся текущая ситуация закончится кризисом, и многие авторитетные организации прогнозируют его начало уже этой осенью или зимой. Все, что сейчас делают мировые банки, — просто пытаются оттянуть во времени момент, когда в глобальном масштабе начнется очень серьезный финансовый, экономический, социальный кризис. О нем говорили давно, а пандемия стала лишь той последней каплей, которая запустит этот необратимый процесс, — прогнозирует Артем Деев.

Но пока кризис заливают деньгами, ещё как минимум два-три года не стоит и думать о возникновении нового кризиса, уверен Пётр Пушкарёв. Если, разумеется, не предполагать, что после коронавируса случится какой-нибудь ещё непредсказуемый форс-мажор вроде завоевания Земли инопланетянами или апокалипсиса, добавляет он. 

По словам аналитика, создаётся впечатление, что призывы не перегреть случайно мировую экономику стимулами являются своего рода проявлениями зависти «по Фрейду» к государствам, которые позволили себе оказать намного более весомую финансовую поддержку своим экономикам, нежели это решились сделать в России.

Но ещё не поздно раскрыть кубышку и использовать средства оттуда с умом на снижение издержек производителей или ради введения налоговых льгот компаниям, сохранившим обороты и готовым самостоятельно поддержать при этом на должном уровне фонд оплаты труда сотрудников или даже увеличивать людям зарплаты. Ведь именно проблема нехватки доходов у населения лишает свободных средств и мотивации к развитию бизнес, из которого и состоит несырьевая часть экономики, — заключает эксперт.