ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Собянин в панике, или как борьба с вирусом делает из россиян шизофреников

Провалив добровольную вакцинацию, власти, кажется, делают все, чтобы переход к обязательной части программы оказался еще большим кошмаром, чем альтернативный локдаун. Перемещение от благостного «мы почти победили вирус» к паническому «все пропало, нас накрыло третьей волной» оказалось настолько стремительным, что многие обыватели обнаружили себя полностью дезориентированными в пространстве новых смыслов. Впрочем, кажется, и некоторые люди, принимающие решения, тоже.

Пряники внезапно кончились

Россиянам так и не смогли толком объяснить, на какую степень защиты они могут рассчитывать, сделав злополучную прививку. И зачем ее делать тем, кто успел переболеть. Все знают, что «Спутник» разрабатывали на основе еще первых версий штамма, поэтому бодрые заверения его создателей по поводу эффективности вакцины и от дельта-версии вируса звучат, мягко говоря, не очень убедительно. К тому же среди заболевших довольно много людей, уже успевших привиться (а некоторые сделали это даже два раза). Таким образом, вера в официально предписанное «волшебное средство» сильно подорвана, а ведь она и до этого была исчезающе мала. Осталось только чистое, бескомпромиссное принуждение.

Разумеется, в этом деле Москва снова оказалась впереди всех. После робких попыток разыграть среди привившихся пару машин мэр Москвы Сергей Собянин перешел к решительным действиям. Внезапно цифровой сертификат о прививке оказался чуть ли не единственным пропуском в лучший мир. (Цифровые пропуска для выхода из дома еще не забыли, да? Если забыли, то вспоминайте.) Очень быстро выяснилось, что речь идет далеко не только о допуске в рестораны и театры — без них, в конце концов, можно потерпеть. Но цифровые пропуска стали требовать в мировых судах или даже в МФЦ. В столичных больницах непривитым уже отказывают в лечении, непривитых студентов не заселяют в общежития, а в Московской области обсуждают введение QR-кодов для проезда в общественном транспорте.

При этом совершенно непонятно, как быть людям, которые переболели без официального диагноза, или тем, у кого есть медицинский отвод от прививки, им сертификатов не положено. Не выпишут цифровой сертификат и тем, кто получил первую дозу прививки и должен ждать почти месяц, чтобы завершить вакцинацию. Есть, разумеется, вариант с ПЦР-тестами. Но такие тесты действительны только три дня и не дешевы, а после собянинского указа еще подорожали, да так, что вопросом уже занимается ФАС.

Фактически речь уже идет о сегрегации целых групп населения по признаку «вакцинирован — не вакцинирован». Это ощущают очень многие. Неслучайно жест актера Егора Бероева, который выступил против обязательной вакцинации, нашив на пиджак жёлтую звезду, вызвал целую бурю откликов, и по большей части не восторженных. Буря эта докатилась даже до официального рупора госпропаганды — ну, значит, все совсем серьезно.

Стой там, или сюда

В психологии есть понятие «двойного послания», или double bind — это ситуация, в которой человек получает взаимно противоречащие указания, принадлежащие к разным уровням коммуникации, причем это сопровождается запретом обсуждать и даже осознавать существующее противоречие. Например, на словах вам выражают свою любовь, однако слова сопровождаются поступками, которые говорят, скорее, о ненависти, а объяснять причины такого поведения контрагент категорически отказывается. Примечательно, что принцип «двойного послания» был сформулирован психологом Грегори Бейтсоном, который, вообще-то, занимался изучением шизофрении. Он пришел к выводу, что такие послания способствуют развитию болезни (а может быть, даже лежат в ее основе).

Нетрудно заметить, что антиковидная политика в России совершенно шизофренична: и федеральные, и региональные руководители спокойно показываются без маски (взять хотя бы недавний съезд «Единой России», зато на посетительницу МФЦ, которая из-за жары маску просто приспустила, на днях натравили полицейских). В Москве запрещены любые публичные мероприятия, а в Санкт-Петербурге губернатор Беглов лично рвет рынду на многотысячном празднике «Алые паруса» (заметим, без всякой маски), хотя в тот же день в Санкт-Петербурге зафиксирован рекорд по смертности за всю пандемию.

Выйти из заколдованного круга

Любой психолог скажет, что сделать удачный выбор внутри дабл-байнда невозможно, вакцинирован ты или нет. Покончить с ним можно, только выйдя из ситуации. Очевидно, именно поэтому государственная стратегия принуждения к прививкам породила такое количество шуток: юмор помогает россиянам справиться со стрессом и осмыслить собственное положение. Когда люди сообщают друг другу, что российские ученые разработали справку от коронавируса, а не прошедшим вакцинацию в жару включат отопление, знайте: победа над вирусом близка, как никогда.

Добавить комментарий

Комментировать