ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Чем грозит России начатое Роскомнадзором замедление соцсетей

коллаж/ sneg.tv

На минувшей неделе Роскомнадзор объявил о замедлении работы Twitter, обвинив соцсеть в нежелании блокировать запрещенный контент. Но что-то пошло не так: одновременно с началом замедления перестали работать сайты многих госорганов, включая сайт Кремля, Госдумы, Следственного комитета и Генпрокуратуры, а также банков. В Минцифры тут же объявили, что одно с другим никак не связано: мол, проблемы с доступом к сайтам связаны со сбоями в работе маршрутизаторов «Ростелекома». Однако все тут же поняли, откуда ветер дует: история с блокировкой Telegram несколько лет назад еще слишком свежа в памяти. Похоже, власти в очередной раз обрушились не на врага, а на условный Воронеж.

Потренировались на воробьях

По общему мнению, замедление Twitter только начало, а реальные цели Роскомнадзора — Facebook и Youtube: именно эти соцсети являются основными каналами распространения информации, которую можно считать альтернативой официальной пропаганде. Социологи давно обратили внимание на то, что есть «аудитория интернета» и «аудитория телевизора», и они редко совпадают в политических предпочтениях. Между тем не за горами парламентские выборы, которые даже не просто выборы, а начало активной фазы транзита верховной власти. Причем стартует она в предельно сложных условиях, когда рейтинг «партии власти» опустился чуть ли не до исторического минимума. Так что стремление взять под контроль информационную повестку вполне объяснимо.

Но есть проблема: информация в современном мире практически тесно связана с коммуникацией. И попытка ограничить работу одного сервиса неизбежно приводит к серьезным сбоям по всему Рунету даже в тех областях, от которых напрямую зависит жизнедеятельность многих людей и предприятий.

Суверенный Рунет

Twitter замедляют по новым правилам: в конце 2019 года вступил в силу закон о суверенном Рунете. Он подразумевает, что операторы связи должны обеспечить установку на своих сетях «технических средств противодействия угрозам» — оборудование, которое позволяет анализировать сетевые пакеты и даже фильтровать их по определенному признаку.

Известно также, что еще в марте 2019 года Роскомнадзор предлагал как минимум трем операторам из «большой четверки» протестировать разработанное для суверенных нужд оборудование на своих сетях. Тренироваться предлагалось на Telegram и YouTube — как видим, с тех пор приоритеты принципиально не изменились. Telegram, впрочем, история с блокировкой чему-то все-таки научила: на днях он отчитался, что по требованию Роскомнадзора начал блокировать ботов, которые распространяют личные данные.

Однако Twitter пока не реагирует и, надо подозревать, легко обойдется без русскоязычной аудитории, которая в принципе невелика (около 2% от общего количества пользователей). Но понятно, что демонстрация силы должна прежде всего произвести впечатление на более крупные IT-платформы, которые работают на территории России. Вот как они поведут себя, пока не очень ясно.

Замедлят всех

Но уже сейчас понятно, что общий эффект от замедления сетей, если оно произойдет, ощутят далеко не только IT-корпорации и их пользователи. Суверенизация Рунета и холодная война, развязанная в сети, неизбежно приведут к отставанию России в таких областях, как искусственный интеллект, анализ данных, «интернет вещей» и облачные технологии — именно там, где сейчас сконцентрирован основной потенциал развития любой экономики. И не только экономики: с некоторых пор цифровизация рассматривается как основной движок развития всей системы госуправления (отсюда амбициозная нацпрограмма «Цифровая экономика» общей стоимостью более 1,8 триллиона рублей и другие многообещающие планы).

Но это все совершенно нереализуемо, если российские власти снова займутся «строительством социализма в одной отдельно взятой стране», а именно к этому ведет логика последних событий.

Добавить комментарий

Комментировать