ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Дорога дальняя, казенный дом: пора ли распрощаться с Алексеем Навальным?

Алексей Навальный уехал в колонию и, кажется, постепенно исчезает из новостной повестки. По всей вероятности, это и было основной целью спецоперации по замене условного приговора на реальный срок. Однако первое впечатление обманчиво: похоже, говорить следует, скорее, о временном решении проблемы, которое в перспективе может перерасти в настоящий кризис.

Стало уже расхожим сравнение Навального с Нельсоном Манделой, вышедшим  из тюрьмы для того, чтобы стать президентом ЮАР. Но приходится признать: пока ожесточенная борьба власти с Навальным лишь усиливает его политический вес. Если до отравления он был всего лишь «первым среди равных», то теперь его статус лидера оппозиции неоспорим. Вопрос только в том, сумеет ли он этим воспользоваться.

На выборы — без «умного голосования»

По всей видимости, всеми последними своими злоключениями Навальный обязан прежде всего безусловному успеху «умного голосования». Оно ломает действующую модель контроля за электоральным процессом, которая, если коротко, сводится к двум основным стратегиям: мобилизации лояльного к власти избирателя и демотивации избирателя протестно настроенного. Достигается такой эффект достаточно просто: в условиях, когда до участия в выборах допускают только тщательно отобранных кандидатов, недовольные властью избиратели просто не видят человека, который мог бы стать их представителем. Поэтому они либо не приходят на участки, либо голосуют за кого попало и распыляют голоса. Попытки оппозиции договориться и выставить единого кандидата регулярно терпели крах — по крайней мере, до тех пор, пока Навальный не начал самостоятельно выбирать потенциально наиболее перспективного кандидата, что называется, из ассортимента.

В ситуации, когда недовольство общим положением дел растет, предложенная стратегия — консолидированно ставить на «второй номер» — оказывается невероятно эффективна. Шутка ли — на выборах в Мосгордуму в 2019 году кандидаты мэрии проиграли в 20 из 45 округов. Это не привело к потере управляемости Мосгордумой, однако создало известные неудобства: в Москве появились депутаты, способные задавать острые вопросы городским властям. Судя по всему, аналогичной ситуации на выборах в Госдуму решено не допустить любой ценой.

План «Крепость»

Фонд «Петербургская политика» описал три возможных сценария осенних выборов в Госдуму:

  • «Крепость» (подразумевает максимальный контроль над кампанией и получение «Единой Россией» конституционного большинства);
  • «Ветер перемен» (ЕР получает простое большинство, но не конституционное — в конце концов, все равно основные конституционные изменения уже приняты); 
  • «Ускользающее большинство» («Единая Россия» теряет даже простое большинство и вынуждена вступать в коалиции с другими партиями).

Судя по тому, как все идет, ставка уже сделана на план «Крепость». Проблемой при этом становится не столько достижение заданного результата (многодневное голосование «на пеньках» способно обеспечить практически любой результат), сколько его легитимизация. Всем еще хорошо памятны протесты 2011— 2012 годов, и на этом фоне перспектива раскрутки «белорусского сценария» по итогам выборов — просто ночной кошмар для Кремля. Но доступных вариантов не так много: сохранение контроля за Госдумой в сложившихся условиях означает одновременную «накачку» образа Навального, который уже и так, по меткому выражению политолога Владимира Пастухова, «человек и пароход», то есть уже переместился в пространство мифа. А миф способен жить собственной жизнью и далеко не всегда поддается контролю.

Ветер перемен или буря?

Ответ на вопрос, в какой степени Навальный будет способен влиять на ситуацию из-за решетки, мы получим в ближайшие месяцы. Часть сотрудников  штаба оппозиционера на свободе и в относительной безопасности за границей, связь с самим Навальным можно держать через адвокатов. С технической точки зрения этого достаточно для организации «умного голосования».

Открытым остается вопрос, удастся ли обеспечить консолидацию вокруг протестных кандидатов без постоянного присутствия в соцсетях самого Навального, исключительно силой его авторитета. Впрочем, тут возможны сюрпризы.

Являясь абсолютным антагонистом Владимира Путина в политическом пространстве, «берлинский пациент», однако, имеет одно общее с президентом качество: он умеет играть на опережение и никогда не делает именно то, чего от него ждут. Если получится, что очередное испытание обеспечит Навальному новый апгрейд (заметим, по всем правилам волшебной сказки), то это произойдет уже не к думским, а к президентским выборам. То есть в период максимальной турбулентности в связи с неизбежным раньше или позже трансфером верховной власти.

Кажется, это тот самый случай, когда неготовность допустить «Ветер перемен» может обернуться настоящей бурей.

Добавить комментарий

Комментировать