ЖИЗНЬ СМИ

Как Кремль испугался сюжета Дмитрия Киселева

© Коллаж/СНЕГ

Сюжеты, которые показывает российские ТВ, даже если это государственные официальные каналы, не отражают точку зрения Кремля, заявил его официальный представитель Дмитрий Песков.

Кремль пытается откреститься от сюжета в программе «Вести недели», в которой ведущий Дмитрий Киселев в качестве мишеней российских ракет обозначил Пентагон, резиденцию президента США Кэмп-Дэвид, Объединенный комитет начальников штабов и другие стратегические объекты.


Слова Пескова о том, что Кремль «никогда не вмешивается в редакционную политику наших телеканалов, даже государственных», вызвали противоречивую реакцию у экспертов по СМИ.

Вы серьезно хотите, чтобы мы без согласования комментировали заявление Пескова? – сказали СНЕГ.TV в Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) , попросив время на такое согласование.

Заявление Дмитрия Пескова является своего рода “двухходовкой”, цель которой – показать потенциальному противнику, что с Россией лучше не шутить. Но в то же время сделать это так, чтобы формально придраться к Кремлю было нельзя, сказал СНЕГ.TV член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека журналист Николай Сванидзе.

Говорить прямо, что мы, мол, ребята нервные, не в себе, можем и ножичком пырнуть, от нас всего можно ждать – для Кремля как-то несолидно. Поэтому для передачи этого послания используется некий телеведущий, и в случае каких-то дипломатических осложнений всегда можно перевести стрелки на отсебятину, – говорит Сванидзе.

Подобный прием стар как мир и о нем отлично во всем мире осведомлены.

Точно так же все прекрасно осведомлены и о том, что степень согласования между Кремлем и государственными СМИ предельно высока.

Но опять же с чисто формальной точки зрения это согласование нигде не прописано, но есть масса технических приемов такую синхронизацию обеспечить, подчеркивает Сванидзе.

Президент Путин в каком-то смысле юридический пурист. Каковы бы ни были его реальные действия по духу, он всегда очень щепетильно следит за тем, чтобы они не нарушали букву закона. Поэтому Песков все говорит “по букве” – Кремль в дела федеральных СМИ не вмешивается. Но все прекрасно знают, что согласовывать контент можно через несколько промежуточных инстанций, хотя прямого влияния Кремля на редакции вроде как и в самом деле не проследить, – объясняет он.

Ни в заявлении Дмитрия Пескова, ни в программе его тезки Киселева нет ничего такого, чего можно было бы стесняться, считает шеф-редактор сайта Кремль.org Павел Данилин.

Я не видел никаких документов ни за подписью Дмитрия Пескова, ни за подписью Алексея Громова (первый замглавы Администрации Президента РФ – прим. СНЕГ.TV), где бы главным редакторам телеканалов предписывалось, что и как освещать, – сказал он СНЕГ.TV.

Ведущие федеральных телеканалов должны сами себя ограничивать в отсебятине именно потому, что внешним для медиасферы людям кажется, что программы “Вести”, “Время” и т.п. – это официальный голос Кремля, настаивает Данилин.

Это самоограничение является показателем профессионализма телеведущих. Потому что если какая-то программа слишком увлечется отсебятиной, не совпадающей с политикой Кремля, она просто исчезнет из эфира. Это абсолютно нормально, – настаивает он.

В сюжете же с летящим по США российскими ракетами, очевидно, задачей было послать туда – вместе с ракетами – мессадж слишком радикальный для того, чтобы его мог прямым текстом отправить Кремль.

Почему американским телеканалам можно говорить про Россию разные радикальные вещи, а российскому ТВ это делать запрещено? – говорит Данилин.

Возможно, Павел Викторович просто забыл, что в США не существует государственных телеканалов, поэтому пресс-секретарю Белого Дома никогда не приходится дистанцироваться от каких-угодно заявлений этих СМИ.