ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Москва следит за тобой: «умный город» превращается в Большого брата

Коллаж/Снег.TV

Столичная мэрия начнет собирать цифровое досье на москвичей. Об этом стало известно из заказа, который разместил Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы. Речь идёт о развитии «информационной системы мониторинга и анализа интернет-активности» — ИС СТАТС, которая действует в рамках стратегии «Умный город 2030» и уже сейчас может собирать детальную статистику и составлять «цифровой портрет» пользователя. А еще «умный город», как недавно выяснилось, умеет устанавливать личность по биометрическим данным и штрафовать за нарушение режима самоизоляции. 

Из антиутопии в реальность

Однако мэрия хочет знать больше. Заявленная цель доработки существующей системы  СТАТС — «создание инструментов непрерывного мониторинга активности пользователей на территориях и объектах города Москвы», включая разработку «профилей активности по направлениям деятельности», «оперативное выявление возникающих трендов», «получение детальной аналитики и интегральных показателей по различным сферам деятельности пользователей» (включая их «лояльность», участие в событиях, нарушения и задолженности), а также «возможность оперативного реагирования на изменения ситуации в городе». Проще говоря, раньше Собянин просто знал, куда москвичи ходят и на чем ездят, а теперь его интересует, что они смотрят и читают, где едят и о чем разговаривают. 

Слежку объясняют желанием лучше планировать городскую инфраструктуру и обеспечивать максимальную безопасность жителей города. Но, как мы уже выяснили, камера, обеспечивающая безопасность, в любой момент может обернуться против горожан и начать присылать штрафы за нарушение режима. И это только вопрос времени, как скоро аналогичные «письма счастья» начнут прилетать, например, за переход перекрестка на красный свет. Или, не приведи господь, за участие в несанкционированных митингах. Большой брат из винтажной антиутопии Джорджа Оруэлла постепенно становится реальностью.

Переходя на личности

Создаваемая система тотальной слежки за горожанами может помочь не только с регулировкой транспортных потоков и поддержанием дисциплины. Мы ведь хорошо помним, как Cambridge Analytica смогла превратить данные, собранные с одного несчастного Facebook, в инструмент, способный повлиять на результат президентских выборов? У мэрии, кажется, уже сейчас есть значительно больше данных: например, информацию о перемещениях горожан она закупает у операторов связи с 2015 года. Власти всячески подчеркивают, что это обезличенные данные. Однако, как выясняется, при необходимости данные о личности легко и быстро находятся: например, из общего массива вполне можно выделить пенсионеров и проследить, кто на самом деле соблюдает рекомендованный им режим самоизоляции. «По данным геотаргетинга мобильных телефонов, две трети пожилых абонентов (65+) ведут себя ответственно и не выходят из дома. Но около 20% москвичей в возрасте 65+ совершили большие поездки», — проговорился недавно Собянин. 

В условиях очевидного кризиса классической «опросной» социологии (что уж там говорить про Россию, если даже в США социологи вторые президентские выборы подряд дают ошибочный прогноз) наличие подробного «цифрового досье» на каждого может оказаться буквально неоценимым. В том числе и как инструмент контроля. 

Око государево

В 2018 году на выборах мэра Москвы пиарщики Собянина уже пытались работать в соцсетях, но получилось слишком топорно: хвалебные посты оказались настолько однотипными, что вызывали только смех, а фраза «как похорошела Москва при Собянине» и вовсе стала мемом. Однако психометрическое нацеливание рекламы с учетом данных «цифрового досье» респондента — это уже не «стрельба по площадям», тут открываются совсем другие перспективы. И если в США подобное использование данных в итоге закончилось скандалом (а для основателя Facebook Марка Цукерберга — еще и дачей показаний в течение почти пяти часов в американском сенате), то в России скандалить, по сути дела, некому: власть становится монопольным владельцем и распорядителем собранных данных. Разумеется, если не брать в расчет утечки.

Впрочем, психометрическое нацеливание рекламы — еще не худший вариант, потому что предполагает скрытую манипуляцию, а не прямое управление обществом, как в Китае — при помощи системы социального рейтинга. В таком случае объем доступных социальных благ ставится в прямую зависимость от законопослушности и благонадежности. 

1 комментарий

Комментировать

  • “А ты не ходи в наш садик, противный” (с). Понакупили себе айфонов с геотаргетингом, теперь ноют. Это можно было предвидеть Классиков надо читать. Басня Крылова “Осел”. Который с колокольчиком.