ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Россиянам светит сползание в бедность

Несмотря на то, что «вторая волна» пандемии протекает в России пока что без новых локдаунов и тотальных ограничений, ни экономике, ни самим россиянам не стоит надеяться на скорое возвращение к прежнему уровню жизни. Более того, нельзя исключать, что жить так, как в 2005—2014 годах, многие наши соотечественники не будут уже никогда.

Конец хорошей жизни

В очередной раз правду-матку резанул глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, выступая на Общероссийском гражданском форуме. По его словам, в 2020 году спад в экономике РФ может достигнуть 4,5%.

Европейская экономика в этом году примерно на 8%, даже на 9% упадет, Великобритания — на 11%. Мы, как говорит официальная статистика, — на 3,9%. Я думаю, больше 4%, может быть, 4,5%, — заявил Кудрин.

Председатель Счетной палаты был вынужден признать, что за последние пять лет, еще до наступления пандемии, уровень жизни россиян существенно снизился. Приход же коронавируса, по его словам, будет способствовать дальнейшему его снижению.

После того как последние лет пять до COVID уровень жизни у нас упал примерно на 10%, то уже за этот год у нас падение будет очень высоким. По второму кварталу это больше 8% падения жизненного уровня, в третьем квартале — уже 4,5%, — отметил Алексей Кудрин.

Что же касается населения, то здесь глава Счетной палаты считает, что в ближайшие годы за чертой бедности окажется значительное число россиян, до последнего времени сохранявших относительный достаток.

У нас примерно на миллион прирастет бедность. К сожалению, в ближайшие годы мы не отскочим так сильно, — заявил Кудрин.

Не более оптимистичны и прогнозы для малого и среднего бизнеса. Минимум треть относящихся к нему компаний могут прекратить работу из-за противоэпидемических ограничений. Впрочем, по мнению председателя Счетной палаты, такими могут оказаться потери при самом лучшем раскладе, в связи с чем государству необходимо существенно увеличить поддержку малого и среднего бизнеса.

Я уверен, что государство должно серьезно, существенно поддержать дополнительно и средний, и малый бизнес, и население. Ресурсы есть. Вторая волна требует большей поддержки, чем было в первую волну, — сказал Кудрин.

Что происходит?

Очевидно, что нынешняя ситуация, когда экономика и население запуганы пандемией и ожиданием новых ограничений, будет сохраняться и дальше. С одной стороны, люди видят непрекращающийся рост заболеваемости, с другой — отсутствие какой-либо поддержки со стороны государства, как для бизнеса, так и для себя самих. Все это заставляет граждан искать возможности реагировать на ситуацию, исходя из собственных сил и возможностей. В большинстве случаев это ведет к сокращению и без того слабого потребления, что оборачивается еще одним удушающим витком для бизнеса.

Ожидание возможного повторения локдауна заставляет граждан сокращать расходы и откладывать любые планы на будущее, что загоняет экономику в еще больший тупик. Окружающий информационный фон, основные идеи которого сводятся к тому, что пандемии и связанным с нею ограничениям не будет конца, лишает россиян последнего, что могло хоть как-то поддержать экономику и их самих, — надежды.

Точку в этом процессе ставит набирающая силу на фоне пандемии глобальная идеология так называемого ответственного потребления. Она сводится к необходимости сокращения передвижений по миру и своей стране, снижению потребления ресурсов, товаров, высококачественных продуктов питания и т. п. Все это наносит тяжелейший удар по потребительскому спросу, парализует экономику, уничтожает малый и средний бизнес, загоняя все большее количество населения в состояние бедности.  

Что делать?

По мнению первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, ключевых мер по искоренению и предотвращению бедности в стране несколько: поддержка малообеспеченных и многодетных семей (льготы, субсидии, выплаты при рождении детей, региональный и федеральный материнский капитал и другие), а также поддержка бизнеса, который обеспечивает людей рабочими местами и зарплатами.

Россияне, доходы которых снизились либо которые теряли работу или получали травмы и болезни, мешающие им обеспечивать себе стабильный доход. Поэтому так важно помогать в кризис бизнесу. Также поддержкой населения являются национальные проекты, которые влияют на уровень жизни и стимулируют потребительский спрос, — пояснил СНЕГ.TV Павел Сигал.

Рискнем предположить, что прямой поддержки населения и бизнеса в ближайшее время не последует. Судя по тому, что и весной, и сейчас государство не торопится оказывать помощь и расходовать свои немалые резервы, у него на них имеются иные планы. Не исключено, что в Кремле и Белом доме прогнозируют, что нынешний кризис не достиг своего пика и самое трудное еще впереди.

Такая версия имеет полное право на жизнь, так как накрывшие мир глобальные перемены не обещают России ничего хорошего. Очевидно, что тотальное сокращение потребления станет мировым трендом на многие годы вперед. Неважно, чем это может объясняться — борьбой с изменением климата или новыми пандемиями. Важно лишь то, что это ведет к резкому снижению спроса на то немногое, что может предложить миру Россия. Сырьевой и энергетический характер экономики РФ, долгое время обеспечивавший неплохой уровень жизни ее населению, категорически не вписывается в новую глобальную идеологию. А это значит, что бедность, о которой говорил вчера глава Счетной палаты, может стать новой и неизбежной реальностью для миллионов россиян, причем на долгие годы.   

Теги

2 комментария

Комментировать

  • А куда сползут те, кто уже в полной, абсолютной нищете? На кладбище?

  • Россию, Америка и Европа и так постоянно пытаются опустить постоянными санкциями, от спорта до торговли. Не померли! Даже срывы поставок с Украины, быстро восстановили. Чем хуже делают, тем больше учимся заменять. И если более коварную подлость не придумают, хуже не будет!