ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Политик №2: кто и зачем отравил Навального

© Коллаж/Снег.TV

За несколько дней, прошедших с момента экстренной посадки в Омске самолета S7 Аirlines c Алексеем Навальным на борту, стало окончательно понятно, что именно он является политиком номер два в стране: это подтвердили как реакция Запада, так и поведение российских властей.

Первый после…

Что бы там ни говорили омские врачи и что бы там ни говорили про омских врачей, но на место происшествия, как мы сегодня уже знаем, в течение буквально нескольких часов была брошена бригада в составе завотделения анестезиологии-реанимации Национального центра им. Пирогова Бориса Теплых, реаниматолога института Бурденко и нейрофизиолога оттуда же. По словам Теплых,  «один из директоров профильных институтов лично координировал исследования в различных лабораториях на протяжении всей тревожной ночи». Много ли в стране людей, из-за которых в течение суток на уши поднимут всю национальную медицину? Впрочем, не только национальную и не только медицину.  Стоит отметить, что немецкие медики немедленно получили визу, а закрытая в связи с эпидемией граница оказалась открыта для международного борта, несмотря на ковид и карантин. У самого Навального, кстати, не возникло проблем ни с подпиской о невыезде, ни с визой, а в Германии его принимали как «гостя канцлера», обеспечив круглосуточную охрану.

Кстати, российские власти между делом также фактически расписались в том, что круглосуточно следят за Навальным.  Путину по поводу Навального позвонили канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон, президент Финляндии Саули Ниинистё и глава Евросовета Шарль Мишель, а ЕСПЧ вдогонку обязал российские власти передать жене Навального из омской больницы его медицинскую карту и проинформировать судей о его лечении в Германии. Одним словом, российские власти, долго и упорно работавшие над маргинализацией несистемной оппозиции, внезапно столкнулись на этом поле с очевидной политической силой. Были ли они этим внезапно удивлены?

В любом случае нет ничего удивительного в том, что вчерашние «вирусологи» и «эксперты по Белоруссии» массово переквалифицировались в токсикологов: набор версий по поводу произошедшего столь же богат, как и спектр политических пристрастий российских обывателей.

Происки режима или провокация?

Либеральная общественность не сомневается в том, что Навального отравила действующая власть. Дискуссия идет лишь по поводу того, какая из «башен Кремля» решилась на столь радикальный шаг. Подтверждением этой теории служат многочисленные случаи внезапной болезни других критиков российской власти — от Политковской и Щекочихина до Немцова и Кара-Мурзы.

В этом ряду поминают также бывшего агента ФСБ Александра Литвиненко и двойного агента российских и британских спецслужб Сергея Скрипаля. Которые, строго говоря, критиками режима не были, но их истории слишком хорошо работают на основную версию, чтобы их опустить. На эту версию работает также тот факт, что ни одно из отравлений публичных врагов Путина не было эффективно расследовано (если не считать, конечно, расследований, проводившихся в Великобритании). В обоих случаях исполнителями оказались представители российских спецслужб.

Информационные структуры бизнесмена и владельца компании «Конкорд» Евгения Пригожина отметились в стиле «невиноватая я, он сам пришел», рассказав про практически непрерывные «алкогольные гулянки» оппозиционера, который к тому же еще и страдает сахарным диабетом: мол, ничего удивительного в том, что ему стало плохо. Примечательно, что эту версию вчистую опровергли следившие за Навальным силовики. Не пил, а купался, утверждают они.

Националист Егор Холмогоров склонен видеть в происходящем политическую провокацию. Практически все случаи отравления не удались, если предполагать, что их целью было устранение жертвы, напоминает он. «Все (кроме убитой обычным способом Политковской) живы и еще спляшут на наших с вами похоронах. То есть придется предположить, что некие рукожопы двадцать лет пытаются кого-то травануть, но несмотря на рейтинг неудачи, близкий к 100%, они не сдаются… А вот как политические провокации большинство этих отравлений, действительных и мнимых, удались. Особенно случай с Ющенко. И это как бы наводит на мысли».

Наконец, вполне себе уважаемые «РИА Новости» и вовсе  намекают на самострел: мол, «переживание своей нереализованности и привело Навального в больницу».

В ожидании диагноза

Дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от диагноза, который поставят немецкие врачи. А также от того, дадут ли Навальному вернуться в Россию. «Психологически вернуться в Россию Навальному будет крайне сложно, — предупреждает политолог Татьяна Становая. — Политическая деятельность в России становится вопросом жизни и смерти». Ну, и вполне вероятно, что омские медики не просто так дожидались, пока состояние пациента «стабилизируется», и токсин — если он и был — уже невозможно будет распознать. В результате отравление Навального имеет все шансы остаться таким элементом большой политической игры, который каждый из участников сможет использовать по собственному усмотрению. 

7 комментариев

Комментировать