ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Сибирское бессилие: что задумал Китай в отношении России

Газопровод «Сила Сибири», ставший одним из ключевых символов «разворота на восток», внезапно забуксовал. Сегодня по нему прокачивается намного меньше топлива, чем в первые два месяца после запуска (в конце 2019 года). Увы, «Газпром» не избежал общей участи: Китай вообще резко сократил закупки трубопроводного газа, отдав предпочтение СПГ.

Помимо России по трубопроводам газ в Китай поставляют Туркмения, Узбекистан, Казахстан и Мьянма. В июне 2020 года, по данным таможенной статистики КНР, страна импортировала 3,032 миллиарда кубометров такого газа — на 23% меньше, чем годом ранее. При этом СПГ было закуплено 5,03 миллиона тонн — на 4% больше, чем в июне 2019 года.

Ничего личного, только бизнес

В разгар эпидемии COVID-19 в феврале — марте Китай практически синхронно снизил закупки газа по обоим типам доставки (примерно на 20%). Однако затем СПГ пошел в рост, а поставки трубопроводного газа продолжили снижение.

Дело в том, что цены на СПГ формируются на бирже и более чутко реагируют на внешние обстоятельства. Они сильно упали вслед за глобальным падением спроса из-за пандемии с ее тотальными карантинами, закрытием границ и производств. А стоимость трубопроводного газа определяется долгосрочными контрактами и, как правило, привязана к нефтяным котировкам, но с небольшим лагом, примерно в полгода.

Благодаря более сложной формуле цены трубопроводный газ сейчас стоит дороже, чем СПГ, а Китай деньги считать умеет, вот и пользуется моментом. К тому же это дает ему удобный повод с минимальными потерями выполнить свои обязательства в рамках торгового договора с США.

Пекин обязался увеличить закупки энергоносителей на 52 миллиарда от уровня 2018 года, — напомнил СНЕГ.TV ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. 

В свою очередь, китайская госкомпания CNPC является участником «Ямал СПГ» с долей в 20%; соответственно, ей тоже выгодно покупать газ с этого месторождения, добавляет он. «Газпром» же не имеет совместных предприятий с Китаем, а поэтому и стимулов закупать у него топливо у китайцев меньше. 

Правда, в договоре с холдингом есть традиционный пункт «бери или плати», согласно которому определенную часть законтрактованного газа КНР должна оплатить в любом случае, независимо от реальных поставок. Но добрать недостающие в рамках этого обязательства объемы китайцы смогут осенью, когда цены будут ориентироваться на «провальные» котировки нефти в марте — апреле.

Также, помимо России и США, Китай нарастил покупку СПГ из Индонезии, которая является одним из крупнейшим поставщиков газа в КНР, — рассказывает эксперт.

Влияние момента

Быстрое наращивание закупок СПГ вряд ли говорит о долгосрочных изменениях в газовой стратегии Китая, соглашается шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв. Скорее, это тактический момент, своего рода «сверка часов» между Китаем и США по «фазе один» крайне важного для КНР торгового соглашения, в которое входят не только энергоносители, но еще и сельскохозяйственные культуры и другие статьи разнообразного американского импорта.

Соглашение с США было заключено Китаем, по сути, в обмен на отмену дополнительных торговых тарифов, заградительных пошлин на китайский экспорт в США. А также с целью постепенно получать «натурой» равноценный обмен за огромные долларовые резервы Пекина, которые просто слишком велики, чтобы их можно было потратить как-то иначе.

Пекин обещал нарастить импортные поставки из США в общей сложности на 200 миллиардов долларов за два ближайших года, но из-за пандемии по понятным причинам выбился из графика. И сейчас для КНР крайне важно соблюсти договорённости хотя бы по максимуму возможного.

Учитывая накал антикитайской предвыборной риторики со стороны Белого дома, важна практическая сторона реализации соглашения, важно показать промежуточный успех сделки.

Не меньше это нужно и президенту США Дональду Трампу, чтобы показать избирателям накануне ноябрьских выборов, что соглашение с Китаем было действительно взаимовыгодное, что оно работает.

Следующая подобная точка отсчёта в сделке Китая и США случится только в следующем году, и она будет уже не столь критичной для вашингтонской администрации после выборов. А долгосрочно Пекин по-прежнему нуждается и в СПГ, и в трубопроводном газе, а также в закупке и производстве и других видов энергии, уверен эксперт.

Не только «Газпром», но и Пекин инвестировал в «Силу Сибири» и финансовый, и политический капитал, и никто не собирается его растрачивать впустую. Китайские покупки газа в итоге могут стать для России даже более крупным и стабильным источником дохода, нежели европейские, учитывая огромный потенциал роста и потребностей в топливе китайской промышленности.

Теги