ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Белорусский 2020-й — это наш 2024-й

© Коллаж/Снег.TV

Россияне увлеченно наблюдают за выборами белорусского президента, которые все больше напоминают госпереворот: центр города оцеплен войсками, въезд в столицу перекрыт, связь и интернет отключены или работают с перебоями, журналистов задерживают, а масштаб досрочного голосования такой, что на участках в день выборов закончились бюллетени. Про результат главного кандидата все было понятно заранее, но, кажется, это никого уже не волнует. Всем понятно, что главное начнется после того, как о победе Лукашенко будет объявлено. И вот про это «главное» всем страшно интересно, потому что, как справедливо замечает политолог Екатерина Шульман, белорусский 2020-й — это наш 2024-й. Видимо, именно поэтому Кремль либо хранит ледяное молчание по поводу совершенно экзотических предвыборных эскапад Лукашенко, либо объясняет их происками «третьей стороны».

Ставка на силу

Тот факт, что накануне голосования Лукашенко вместо встреч с избирателями объезжал воинские части, красноречиво свидетельствует: он прекрасно осознает, что на поддержку простых людей рассчитывать уже не приходится. Армия, спецслужбы и доверенная номенклатура — его главный электоральный ресурс, именно на них и делается ставка. Впрочем, это не выглядит как осознанная стратегия, скорее как жест отчаяния. Потому что при наличии сильных протестных настроений надо максимально сушить явку и ввести административную мобилизацию, а репрессии во время кампании только усиливают протест.

Неудивительно, что, исключив из предвыборной гонки тех, кого он считал опасными для себя, Лукашенко внезапно получил в качестве главного соперника жену одного из них — Светлану Тихановскую, собирающую многотысячные митинги. Потому что на этот раз люди вставали в очереди на участки не для того, чтобы проголосовать за кого-то из кандидатов. А исключительно ради того, чтобы проголосовать против действующего президента. И, судя по сообщениям о нехватке бюллетеней, такой реальной явки никто не ожидал. Главным соперником Лукашенко оказался  антирейтинг Лукашенко. Это бой с тенью, который невозможно выиграть. Можно только выключить свет — именно это «батька» и сделал.

Теряя точку опоры

Дальнейшее развитие сюжета, думается, будет зависеть от того, насколько сильно белорусов возмутит навязанный им выбор. Если все пойдет так, как шло до сих пор, то Лукашенко вполне может повторить судьбу президента Венесуэлы Николаса Мадуро, который после фальсификаций на выборах 2018 года перестал быть легитимным для Запада и чуть было не потерял власть. Но, заметим, все-таки не потерял.

Однако для белорусского лидера, который уже много лет сохраняет занимаемую позицию исключительно благодаря сложному маневру между Россией и западным миром, это был бы чрезвычайно опасный поворот: он рискует оказаться в однополюсном мире, где интеграция с Россией становится практически неизбежной. Такой ход способен отдалить «наш 2024-й» на неопределенный срок, однако вряд ли заинтересует самого Лукашенко. Впрочем, к тому времени, вполне вероятно, его точка зрения уже не будет иметь большого значения.

1 комментарий

Комментировать

  • Лукашенко сильный лидер, действительно патриот своей страны и своего народа. Поддерживаю. Молодец.