ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Как избежать белорусской революции: спасет ли Батьку «русская угроза»

© Коллаж/Снег.TV

Интрига недели — задержание российских наемников в Минске и последовавший за этим  российско-белорусский скандал, плавно переходящий в фарс.  Ну в  самом деле:  загадочно  молчавший  несколько дней российский МИД  наконец заявил, что задержанные наемники летели в Стамбул. Ага, осматривать шпили святой Софии, ухмыльнулись братья-белорусы, которые твердо уверены: пригожинцы прибыли в Минск исключительно для подготовки революции.

«Обнуление» по-белорусски

Шутки шутками, но на самом деле совершенно неважно, что  именно  делали в Белоруссии бойцы ЧВК Вагнера.  Понятно, что  Лукашенко  использует задержанных россиян для запугивания оппозиции перед президентскими выборами 9 августа. В конце концов, если «русский след» в своих выборах находят все кому не лень, включая  США и Великобританию, то братьям белорусам сам бог велел. Тем более, касательно Лукашенко можно  быть твердо уверенным: к выборам он точно какой-нибудь заговор откопает. Даже если для этого его придется сперва самому устроить.

Ну и не стоит забывать, что к нынешним  выборам бессменный президент Белоруссии подходит не в лучшей форме: даже если результат голосования «правильно» подсчитают, массовые  протесты грозят «обнулить» результат.

Предположение о том, что Москва направила вагнервцев в Белоруссию для свержения Лукашенко, выглядит чистым абсурдом: перевороты, цветные революции, и прочие майданы устраиваются не так и не теми. Так что главная интрига в другом: оказались ли «пригожинцы» в нужное время в нужном месте с санкции Москвы, или Лукашенко сыграл втемную?

Соглашалась ли Москва на роль пугала?

Последнее было совсем не трудно сделать, если иметь в виду, что  ЧВК  использует Белоруссию как транспортный хаб для переброски наемников к месту работы – не через Лондон же, или Киев им, в самом деле, летать? Не трудно догадаться, что с белорусскими властями такие маневры согласованы и они абсолютно в курсе дела. И это позволяет Лукашенко  в нужный момент  привлечь российских наемников к участию в белорусских выборах без постановки в известность Москвы, или хотя бы согласного кивка с той стороны. Косвенно в пользу такой версии свидетельствует обескураженное молчание российских властей в первые дни после задержания, а также внезапные проверки документов на границе с Белоруссией, что фактически равноценно перекрытию: СМИ сообщают о многокилометровых очередях на пограничных  переходах, которые в последние годы пустовали и играли исключительно символическую роль.  Перекрыть границу для чего-либо – будь то  помидоры, сыр,  вино или братья-белорусы, столь же типичная для российской власти реакция, как и поиск заговора – для Лукашенко.

С другой стороны, трудно совсем исключить добровольное согласие Кремля на подобный розыгрыш. В конце концов, Москва, безусловно, заинтересована  в победе Лукашенко: какой-никакой, а идеологически  он близок российской власти. Шансы, что на смену Лукашенко придет кто-то столь же дружественно настроенный к большому соседу, исчезающе малы. Поэтому основным полем для маневра в такой ситуации становится скорее формат победы, которую одержит белорусский лидер. Чем менее легитимной она будет выглядеть, тем сложнее Лукашенко будет заигрывать с Западом.  И тем проще будет подтолкнуть белорусского лидера к дальнейшей интеграции с Россией. 

А кому сейчас легко?

Впрочем, соглашался ли Кремль на роль пугала для белорусской оппозиции, или нет, уже тоже не слишком важно: принципиально отношения  двух стран от этого не изменятся.  Белоруссия по-прежнему остается единственным по сути дела союзником России на постсоветском пространстве и выйти из-под влияния большого соседа при всем желании не сможет – слишком сильно она финансово зависит от России. Для Белоруссии РФ — основной внешнеторговый партнер (в последние три года на Россию приходится  около 42% годового экспорта Белоруссии, подсчитал Тhebell). Но еще большую роль играют российские кредиты и  субсидии, в лучшие годы  составлявшие до 27% белорусского ВВП. Однако в последние годы их  объем сильно сократился. Собственно, это и следует считать причиной столь сильного политического кризиса, который мы наблюдаем в Белоруссии. Так что Лукашенко не слишком лукавит, когда обвиняет российские власти в стремлении дестабилизировать ситуацию. Ну а кому сейчас легко?

Добавить комментарий

Комментировать