ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВО

Тысячи россиян незаконно осуждены к тюремным срокам

© Коллаж/Снег.TV

Количество несправедливо осужденных в России может доходить до десятков тысяч. Политзаключенных насчитывается в два-три раза больше, чем 300 человек из списка правозащитного центра «Мемориал». Об этом говорится в докладе организации «О ситуации с политически мотивированными уголовными преследованиями в России в 2018 — 2019 годах».

С 2015 года число известных политзаключенных в стране выросло более чем в шесть раз. Согласно данным «Мемориала», большинство этих людей было осуждено за религиозную принадлежность, высказывания и действия на тему вероисповедания.

Незаконный закон

Понять, кто осужден справедливо, а кто нет, бывает крайне сложно, если вообще возможно в принципе, говорит зампредседателя совета общества “Мемориал” Никита Петров.

С одной стороны, считается, что решение суда ставит точку в спорах, виновен или невиновен тот или иной подсудимый. Но мы все прекрасно знаем, что решение суда может быть несправедливым само по себе, – сказал он СНЕГ.TV.

Правозащитник указывает и на то, что не просто решения судов – сами же законы могут противоречить как Конституции, так и довлеющим в обществе понятиям о справедливости.

Депутаты Госдумы принимают порой такие законы, что правозащитники вынуждены идти с ними в Конституционный Суд, потому что для нас с первого взгляда понятно, что эти законы незаконны, как ни режет ухо такая связка, – говорит он.

Точно так же и решения судов сплошь и рядом бывают настолько откровенно несправедливыми, что это понятно безо всяких юридических экспертиз.

Он соглашается с тем, что в любом суде проигравшая сторона всегда считает, что приговор несправедлив. Поэтому для того, чтобы понять объективно, принял ли суд справедливое решение, требуется широкий общественный консенсус по поводу того, что такое хорошо, а что такое плохо.

Например, какой-нибудь взяточник, наворовавший миллионы, получает два года условно, а человек, бросивший бумажный стаканчик в полицейского, приговаривается к пяти годам реального срока, – приводит пример Петров.

Обвинительный уклон российских судов — это научный факт. Можно спорить, откуда и когда эта тенденция пошла, но все юридическое сообщество едино во мнении, что бороться с такой тенденцией практически невозможно, плетью обуха не перешибешь.

За гранью смысла

Подобная установка сверху приводит к абсолютно абсурдным и выходящим за рамки не только правового поля, но и обычного здравого смысла ситуациям, когда обвинительные приговоры выносятся людям, не имеющим к конфликтной ситуации вообще никакого отношения, говорит председатель коллегии адвокатов «Тамир» Оксана Михалкина.

Например, я защищала в суде человека, которого обвиняли в тяжелом преступлении — убийстве. При этом в суде было доказано с фактами, что подозреваемый в момент совершения убийства находился на другом конце Москвы, и его алиби подтвердили свидетели. Суд оказался в невозможной для себя ситуации: оправдать подозреваемого нельзя — накажут; но как осудить человека, который вообще к вменяемому ему деянию не имел ни малейшего отношения? – вспоминает она.

О том, что искать в российском суде правды — только терять время, знают практически все жители страны. Это, в свою очередь, приводит к достаточно циничным случаям, когда конфликтующие стороны опрометью спешат в суд заявлять друг на друга. Потому что люди знают: тот, кто первым подаст иск, с вероятностью 99,8% выиграет дело.

В этой ситуации единственное, что могут сделать адвокаты, — не добиться оправдательного приговора («выше головы не прыгнешь»), а максимально смягчить его для своих клиентов, добиться переквалификации более тяжелой статьи на более легкую.

Именно за это подсудимые и их родственники и платят юристам. Потому что надежду на оправдательный приговор в суде в России невозможно купить ни за какие деньги.

Теги