ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Собянин всея Руси, или Федерализм, который мы заслужили

© Коллаж/Снег.TV

Кремль отдал борьбу с вирусом на откуп губернаторам, чтобы не отвечать на трудные вопросы.

Москва слезам не верит

На днях президент РФ Владимир Путин объявил о завершении нерабочего периода, но разрешения на работу не дал: этим, следует из очередного обращения главы государства к народу, должны будут заняться на местах.

Как занимаются — мы уже видим на примере Москвы, где со вчерашнего дня наступило очередное ужесточение «режима самоизоляции». Многим по непонятным причинам были отменены пропуска на автомобили, также в столице введен масочно-перчаточный режим с серьезными штрафами за его нарушение.

В целом ужесточение логично: снимать карантин на фоне рекордных суточных приростов заболевших было бы полным безумием. Глава государства своим выступлением явно преследовал какую-то другую цель — например, пытался приободрить совсем уже приунывших от отсутствия перспектив, мол, есть свет в конце тоннеля. Злые языки утверждают, что в Кремле не теряют надежды провести голосование по поправкам к Конституции не позднее июля. Позднее не получится, дальше уже поджимает единый день голосования, а процедура нормальных выборов и псевдообщенародное голосование в принципе несовместимы. В пользу этой версии говорит тот факт, что на федеральных телеканалах снова стали крутить рекламу голосования за поправки к Конституции.

Заявка Собянина

Как бы то ни было, но трудный выбор между окончательным обвалом бизнеса и переполненными больницами предстоит делать губернаторам. Они его и делают, как умеют. В Москве, например, несмотря на ужесточение карантинного режима, снова заработали стройки. А укладку бордюров так и вовсе не прекращали.

На самом деле ничего нового президент на этот раз не изобрел, в конце концов, гибридный режим повышенной готовности Москва ввела еще до того, как глава государства своим указом разрешил главам регионов брать на себя ответственность за такие решения. Ну и отменять его теперь будут примерно тем же порядком. Отметим лишь, что и в этот раз московский мэр не стал дожидаться президентской отмашки: решение о продлении карантина было объявлено за несколько дней до выступления президента.

Такое нарушение субординации не прошло незамеченным в первый раз, Telegram-каналы различных «башен» не меньше недели решали: преемник ли уже Собянин или только заявку подал? А что сейчас начнется — страшно даже представить.

Шестеренки заело

Проблема в том, что отведенная губернаторам в период пандемии роль катастрофически не совпадает с их возможностями. Когда на одном из онлайн-совещаний у Путина владимирский губернатор Сипягин пожаловался на критическую нехватку врачей, медицинского персонала, средств защиты и лекарств, то получил от главы государства жесткую отповедь. «Вы затем там и сидите и работаете, чтобы преодолевать все трудности и объективного, и субъективного характера», — отрезал президент. Иначе говоря, «мы вас назначили крайними, крутитесь как хотите». Похоже, внезапный приступ федерализма на высшем уровне следует объяснить именно нежеланием кремлевских чиновников самим отвечать на подобные вопросы. В конце концов, не зря в России долго строили и наконец-то построили жестко субординированную «вертикаль власти», которая подразумевает тотальный контроль над регионами. Федеральный центр лишил губернии не только политических полномочий, но и самостоятельности в финансовой сфере. Это называется «бюджетный федерализм»: большая часть средств изымается в федеральный бюджет, а потом частично возвращается регионам, но тратить их разрешено только на четко определенные нужды и под жестким финансовым контролем.

В таких  условиях губернатор — не публичный политик, принимающий решения, а обычный менеджер, с переменным успехом ведущий борьбу за выставленные ему KPI. Однако в ситуации кризиса, спровоцированного пандемией, модель простого передаточного устройства между Москвой и населением вверенного региона, успешно освоенная губернаторами-технократами, перестала работать. Невольно они вынуждены ориентироваться на доступные примеры эффективного поведения — то есть на того же Собянина, который по факту на шаг опережает решения Кремля и даже, похоже, навязывает ему свои. Президент самоизолировался, премьер взял больничный, в итоге московский мэр оказался главным по борьбе с вирусом, и мы наблюдаем возникновение альтернативного антикризисного «центра управления полетами» на Тверской, 13.  А свято место, как известно, пусто не бывает. И если процесс «обнуления» федеральной власти еще немного затянется, Собянин рискует оказаться в самой гуще транзита. Чего не дай бог никому…

Добавить комментарий

Комментировать