ЕДА ЖИЗНЬ

Еда резко подорожает к концу «месяца безделья»

© Коллаж/Снег.TV

Цены на основные продукты питания в рознице поднимутся до 20% – это коснется в первую очередь кофе, чая, какао, вин, специй, консервов, макарон, хлебобулочных изделий и рыбы.

Подорожает еда к концу апреля, когда поставщики и ритейлеры согласуют технические детали.

Поставщики уверяют, что ФАС не увидела в грядущем повышении цен признаков монопольного сговора.

Торговые сети, по понятным причинам, не рады росту цен, так как это сокращает их товарооборот. Но деваться им некуда – повысят как миленькие.

Шило в… поясах

Россиянам придется прокручивать новые дырки в поясах намного раньше, чем это предполагалось еще месяц назад, говорит глава Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.

На потребительском рынке России активно работают ценовые «ножницы»: цены растут, а доходы в лучшем случае остаются прежними.  А сейчас, когда многие россияне потеряли работу одномоментно, размах этих ножниц стал вообще гигантским, – сказал он.

Взрывной рост розничных цен на еду спровоцирован стечением сразу нескольких неблагоприятных обстоятельств: эпидемией коронавируса (а скорее, неуклюжими мерами властей по борьбе с ней), но, в первую очередь, падением на 30% курса рубля.

В России сегодня, сколько бы ни говорили про импортозамещение, все равно импорт продолжает занимать значительную долю продуктов. По некоторым группам импорт составляет почти 100%. Поэтому доходы граждан в валютном выражении снижаются с той же скоростью, с какой происходит девальвация рубля, – говорит эксперт.

Быстрее, выше, дороже

При этом в стране не наблюдается (и не ожидается) физического дефицита тех товаров, которые “приговорены к подорожанию”. И представители отраслевых ассоциаций истово доказывают, что причин для паники нет.

Это касается, в первую очередь, хлеба – главного “социального продукта” в России. Как уверенно заявил СНЕГ.TV вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, внутренний рынок страдает не от нехватки, а от перепроизводства зерна.

Нам просто некуда его здесь продавать. Перепроизводство зерна на сегодня в России оценивается в 10 млн тонн. Это тот объем, который производителям пшеницы просто некуда девать и негде хранить на внутреннем рынке, – сказал он.

О том же – что роста цен не следует опасаться, а надо его приветствовать – СНЕГ.TV сказала и гендиректор Российского птицеводческого союза Галина Бобылева.

Низкие цены, сложившиеся в два предыдущих года, поставили многих производителей курятины на грань выживания. Потому что в то время, когда цены на их продукцию падали, цены на топливо, электроэнергию и прочие производственные ресурсы и сырье росли как ни в чем не бывало. Почему никто не пишет о том, что цены на продукты и должны расти, чтобы отечественный производитель мог заместить импорт, чтобы российские аграрии могли внедрять новые технологии? – пожаловалась она на жизнь.

Когда честно не значит правильно

Со своей коллегой по аграрному сектору категорически не согласен гендиректор Ассоциации фермерских хозяйств, крокодиловод Сергей Балаев.

Я полностью согласен, что аграрии в России пребывают в глубокой ж… потому что закупочные цены на их продукцию таковы, что они едва сводят концы с концами. Но если позволить сельхозпроизводителям устанавливать «честные» цены, тогда мало не покажется уже потребителям, – с крестьянской прямотой заявил он.

Интересы сельского производителя и интересы потребителя диаметрально противоположны, и вместе им не сойтись, уверен крокодиловод.

В природе не изобретено никакого иного способа, кроме как государственное регулирование сельхозпроизводства в виде субсидий фермерам на топливо и прочие расходники. Как это делается в Евросоюзе и США. Без этого фермерство превращается в фикцию. Вы думаете, в магазинах типа «Фермерская лавка» есть какие-то реально фермерские продукты? Там сплошное пальмовое масло в сырах, антибиотики в курах и нитраты в овощах — то есть продукты промышленного агропроизводства. Реальные же фермерские продукты на рынок в существующих условиях попасть не могут,— утверждает Балаев.

Теги